воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Тест по литературе с ответами

Красным выделены правильные ответы!
1 вариант
1. Укажите годы жизни А.С. Пушкина:
1) 1801-1825
2) 1799-1838
3) 1799-1837
2.Главная проблема произведения:
1) любви
2) дружбы
3) чести
3. Какие реальные исторические лица действуют в произведении:
1) Николай I и Емельян Пугачёв
2) Екатерина II и Степан Разин
3) Екатерина II и Емельян Пугачёв
4.Швабрин был переведён из гвардии в Белогорскую крепость за:
1) дуэль
2) мошенничество
3) воровство
5. Сообщение об участии Гринёва в дуэли его родители получили от:
1) Савельича
2) Швабрина
3) Маши Мироновой
6. Куда уехала Маша Миронова перед штурмом Белогорской крепости:
1) осталась в крепости
2) в Москву
3) в Петербург
7.От пугачёвцев Машу Миронову прятала:
1) её мать
2) попадья
3) служанка
8. Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:
1) противопоставления
2) сопоставления
3) взаимодополнения
9. Роман называется так, потому что Маша Миронова:
1) единственный женский персонаж романа
2) идейный и художественный центр романа 
3) возлюбленная Петра Гринёва 
10.Петрушку воспитывал француз по имени:
1) Дефорж
2) Бопре
3) Гииво
11.Делая змея, Петрушка прилаживал мочальный хвост:
1) к Мысу Доброй надежды
2) к Огненной земле
3) к Антарктиде
12. Яик – это старое название:
1) Урала
2) Волги
3) Дона
13. Притча, припомненная Пугачёвым о вороне и орле, - это:
1) калмыцкая сказка
2) татарская
3 казахская
14. Инвалид — это:
1) человек, страдающий физическим недугом
2) военнослужащий, состарившийся на военной службе
3) военнослужащий, имеющий увечья
15. «Частый гребень, да веник, да алтын денег» -  это:
1) приданное Маши Мироновой
2) наследство П.Гринёва
3) богатство Савельича
16. Семейная реликвия Гринёвых:
1) портрет Пугачёва
2) письмо императрицы
3) фотография Белогорской крепости
17. В какой полк герой был зачислен на службу еще до своего рождения:
1) Петровский
2) Николаевский
3) Семёновский
18. Кто выразил желание быть “посажёным отцом” на свадьбе Петра Гринёва и Маши Мироновой:
1) Урядник Максимыч
2) Пугачёв
3) Отец Герасим
19.Как звали мать Гринёва:
1) Мария Ивановна
2) Авдотья Васильевна
3) Василиса Егоровна
20.Что пожаловал Пугачёв в благодарность Гринёву:
1) шубу со своего плеча
2) красный кафтан
3) заячий тулупчик

2 вариант
1. Укажите жанр произведения «Капитанская дочка»:
1) роман 2) историческая повесть 3) мемуары
2. Укажите, какая пословица служит эпиграфом к «Капитанской дочке»:
1) «Назвался груздем, полезай в кузов»
2) «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива
3) «Береги честь смолоду»
3. Как звали Савельича, «дядьку» Гринёва,:
1) Осип
2) Архип
3) Тарас
4. Укажите причину дуэли Гринева и Швабрина:
1) карточный долг
2) оскорбление, нанесённое Маше Мироновой
3) стихи, написанные Петром Гринёвым
5. На военном совете в Оренбурге решено было действовать:
1) оборонительно
2) наступательно
3) путём подкупа
6. Укажите, какую пословицу на страницах повести употребляет Пугачёв?
1) «Господь не выдаст – свинья не съест»
2) «Долг платежом красен»
3) «Конь и о четырёх ногах, да спотыкается»
7. Укажите название любимой песни Пугачёва:
1) «Не шуми, мати зелёная дубровушка…»
2) «Дубинушка»
3) «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь…»
8. Пугачев в повести «Капитанская дочка» представлен как: 
1) мятежник, преступник 
2) историческое лицо — предводитель народного восстания 
3) романтический герой 
9. О каких исторических событиях идет речь в романе: 
1) крестьянская война под предводительством Е. Пугачева 
2) бунт Ивана Болотникова 
3) поход князя Голицына на Оренбург 
10.Гринёв был записан в полк:
1) солдатом
2) сержантом
3) офицером
11.Петрушка проиграл 100 рублей:
1) помещику Спицину
2) гусару  Зурину
3) коллежскому регистратору Хлестакову
12. Гринёв сказал: «Жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать»:
1) свежее мясо
2) мертвечину
3) хлебушек
13. Дама, с которой встретилась М.Миронова, оказалась императрицей
1) Екатериной  II;
2) Екатериной I;
3) Елизаветой II
14. Назовите героиню, которая «ежедневно надевала любимую телогрейку и повязывала на голову платок»
1.Маша Миронова
2.Василиса Егоровна
3. Екатерина II
15. Стихи Петруши «похвалял» знаменитый русский поэт XVIII века:
1) В.Тредиаковский;
2) М.В.Ломоносов;
3) А.Сумароков
16. Что бережно хранила мать Гринёва с момента крещения сын:
1) крестик
2) сорочка
3) чепец
17. Какое воинское звание присвоено Гринёву в Белогорской крепости.
1) сержант
2) ефрейтор
3) поручик
18. Где героиня встретилась с императрицей: 
1) Симбирск
2) Царское Село
3) Петербург
19. Каким оружием Гринёв был ранен на дуэли:
1) шпага
2) пистолет
3) нож
20. В какой главе Гринёв с Пугачёвым освобождают Машу Миронову от Швабрина:
1) «Разлука»;
2) «Любовь»;
3) «Сирота»


пятница, 15 ноября 2013 г.

Итоги городской олимпиады по литературы

15 ноября состоялся муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Приняли участие 4 ученика. Максимальное количество баллов - 50. ПЕРВОЕ место заняла СОРОКИНА ЕВГЕНИЯ - 29 баллов!!! СУЧОК АЛИНА - 26 баллов -  стала призёром!!! СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ! ПОЗДРАВЛЯЮ!

четверг, 14 ноября 2013 г.

Анализ прозаического произведения

1.Основная идея произведения. Авторская позиция.
2.Сюжет, композиция, их роли в раскрытии основной идеи и проблематики.
3.Система образов. Средства художественной выразительности.

4.Средства выражения позиции автора.

Интерпретация поэтического произведения



Сопоставьте стихотворения А.С. Пушкина «Узник» и А.А. Фета «Узник»

А.С. Пушкин
Узник
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»


А.А. Фет
Узник
Густая крапива
Шумит под окном,
Зеленая ива
Повисла шатром;
Веселые лодки
В дали голубой;
Железо решетки
Визжит под пилой.
Бывалое горе
Уснуло в груди,
Свобода и море
Горят впереди,
Прибавилось духа,
Затихла тоска,
И слушает ухо,
И пилит рука.
План сопоставительного анализа
1. Тема, жанр, сюжет, композиция, художественная идея    
2. Образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие   
3.Лирического герой,  поэтическая индивидуальность автора



"Вечное слово"

ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
 «ВЕЧНОЕ СЛОВО»
Номинации:
Литературное творчество: рассказ, стихотворение, сказка, эссе, повесть, сочинение
Исследовательские работы
Проекты
Приоритетная тема «Святой Преподобный Сергий Радонежский»
Юбилейные даты:
255 лет со дня рождения великого русского святого Серафима Соровского
70 лет со дня полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады (1944 год)
200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова (1814-1844)
100 лет во времени начала I Мировой войны (1914 год)
300-летие первой в новой российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут. День воинской славы России (7 августа 1714 года)
90 лет со дня рождения Б.Ш. Окуджавы (1924-1997), русского поэта, прозаика, драматурга
80 лет со дня рождения Ю.А. Гагарина – первого летчика-космонавта


Работы принимаются до 27 января 2014 года

среда, 13 ноября 2013 г.

Стихотворные размеры

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР - способ организации звукового состава  отдельного стихотворного произведения или его отрывка
Современных стихотворных размеров пять: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест.
Ямб  двусложный размер с ударением на втором слоге (схема стопы ямба:
 -/ ), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д. 
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды…
-/-/-/-/-/
-/-/-/-/-
-/-/-/-/
-/-/-/-/-
Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге )схема стопы хорея: /-), а в целом – на третьем, пятом, седьмом и т.д.
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…
/-/-/-/
/-/-/-/-
/-/-/-/
/-/-/-/-
Пиррихий – безударная стопа

Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы дактиля: \ - - ), а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д. 
Как хорошо ты, о море ночное,- 
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит и дышит, и блещет оно.
\ - - \ - - \ - - \ -
\ - - \ - - \ - - \
\ - - \ - - \ - - \ -
\ - - \ - - \ - - \

Амфибрахий - трехсложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы амфибрахия: - \ - ), а в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д. 
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли
- \ - - \ - - \ - - \
- \ - - \ - - \ - - \

     Анапест - трехсложная стопа с ударением на третьем слоге (схема стопы анапеста: - - \ ), а в стихе в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д. 
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
- - \ - - \ - - \ -  
- - \ - - \ - - \
- - \ - - \ - - \ -  
- - \ - - \ - - \

Проверь диктант, оцени себя!

ДМИТРИЙ ЛИХАЧЁВ
  Дмитрий Лихачёв родился, учился, жил и работал в Ленинграде. В Ленинграде пережил он послереволюционный и блокадный голод. Два раза - не по своей воле - пришлось ему покинуть родной город. Первый раз студентом в 1928 году. Тогда его забрали в концентрационный лагерь на Соловках. Второй раз, когда в самом конце блокады власти за несогласие "сотрудничать" выслали его с семьей в Казань. До самой смерти Лихачёв работал в Пушкинском Доме Академии наук. В Москву не уехал.
  На дореволюционный период приходится крохотный кусочек жизни Дмитрия Сергеевича. Что же запомнилось, что осталось в памяти на всю долгую жизнь? Главное детское воспоминание - балет. Семья Лихачёвых жила балетом. Этому семейному увлечению была подчинена жизнь. Заметим, что родители Дмитрия Сергеевича не были богаты (отец служил на почтамте). Чтобы иметь два балетных абонемента в ложу Мариинского театра, семья во многом себе отказывала. Зато четырехлетний Митя мог видеть балеты Минкуса, Чайковского и Глазунова. Это было время расцвета русского балета.
(По И. Чайковской)

(151 слово)