суббота, 19 июня 2021 г.

Наизусть в 11 классе!!!

 

Отрывки для заучивания наизусть

А.А. Блок. Незнакомка. Россия. «Ночь, улица, фонарь, аптека...»

В.В. Маяковский. А вы могли бы? Послушайте!

С.А. Есенин. Письмо к матери. «Шаганэ ты моя, Шаганэ...». «Не жалею, не зову, не плачу...»

М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...». Стихи к Блоку («Имя твоё — птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...»

О.Э. Мандельштам. Notre Dame. “Я вернулся в мой город, знакомый до слёз...»

А.А. Ахматова «Мне не к чему одические рати...». «Мне голос был. Он звал утешно...». Родная земля.

Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..». Определение поэзии. «Во всём мне хочется дойти до самой сути...»

среда, 9 июня 2021 г.

Литература на летние каникулы

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЛЕТНЕГО ЧТЕНИЯ

11 КЛАСС

1.И.А. Бунин. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»,

«Антоновские яблоки». Стихотворения «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество».

2.А.И.Куприн. Рассказ «Гранатовый браслет». Повесть «Олеся».

3.М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».

4.В.Я. Брюсов Стихотворения «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».

5.К.Д. Бальмонт. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность».

6.А. Белый. Стихотворения «Раздумье», «Русь», «Родине».

Н.С. Гумилёв. Стихотворения «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны», «Слово».

7.И. Северянин. Стихотворения «Увертюра», «Эпилог», «Классические розы», «Запевка».

8.А.Блок. Поэма «Двенадцать». Стихотворения «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить», «Мы встречались с тобой на закате…». «Незнакомка», «В ресторане», «О, весна без конца и без краю ….», «Россия», «На железной дороге», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Русь».  

9.Н.А. Клюев. Стихотворения «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов, из темных углов…».

10.Сергей Есенин. Поэма «Анна Снегина».  Стихотворения «Мы теперь уходим понемногу», «Письмо матери», «Не жалею, не зову, не плачу….», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Гой ты, Русь, моя родная!», «Русь Советская», «Русь», «Сорокоуст». «Не бродить, не мять в кустах багряных….», «Спит ковыль», «Равнина дорогая», «Я покинул родимый дом». «О красном вечере задумалась дорога», «Запели тесаные дроги….», «До свидания, друг мой, до свиданья…».

11.В.Маяковский.  Поэма «Облако в штанах». Стихотворения «А вы могли бы?», «Нате!», «Скрипка», «Немножко нервно». «Послушайте», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой». «Разговор с фининспектором о поэзии».

12.И.Бабель Рассказы.

13.А. Фадеев. Роман «Разгром».

14.Произведения А. Аверченко, Тэффи, М. Зощенко.

15.М.А. Булгаков Романы «Белая гвардия». «Мастер и Маргарита». Повесть «Собачье сердце». Пьеса «Дни Турбиных».

16.Анна Ахматова. Поэма «Реквием». Стихотворения «Песня последней встречи», «Родная земля». «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Приморский сонет», «Я научилась просто, мудро жить …», «Бывает так: какая-то истома…».  

17.Осип Мандельштам. Стихотворения «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Адмиралтейство».

18.Марина Цветаева. Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано …», «Стихи и Блоку» («Имя твое – птица в руке..») «Кто со-здан из камня, кто создан из глины…», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину». «Стихи к Ахматовой» «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве». «Идешь, на меня похожий…», «Куст».  

19.Борис Пастернак. Роман «Доктор Живаго».  Стихотворения «Февраль». Достать чернил и плакать!...», «Определение поэзии», «Гамлет», «Зимняя ночь». «Во всем мне хочется дойти…», «Снег идёт», «Быть знаменитым некрасиво».

20.А. Платонов. Повесть «Котлован». Рассказ «Усомнившийся Макар"

21.М.А. Шолохов Роман «Тихий Дон». «Донские рассказы».  

22.А.Т. Твардовский. Стихотворения «Дробится рваный цоколь монумента», «О сущем». «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…».

23.Варлам Шаламов. Рассказы «На представку», «Сентенция», «Колымские рассказы»,  «Последний замер», « Шоковая терапия».

24.А.И. Солженицын. Роман «Архипелаг Гулаг». Повесть «Один день Ивана Денисовича».

25.В.Г. Распутин. Повести « Прощание с Матерой»,  «Живи и помни»

26.И.А. Бродский. Стихотворения «Воротишься на родину, Ну что ж…», «Сонет».

27.Василь Быков. Повесть «Сотников».

28.В. П. Астафьев. Роман «Царь-рыба».

29. В.М. Шукшин. Рассказы «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

30. Стихотворения А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима, З. Рамазановой, В. Цоя, И. Талькова.

31.Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л.УлицкаяЛ. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков, Ф. Искандер (по выбору)

четверг, 6 мая 2021 г.

Темы сочинений по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"

 1.Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».

2.Судьба и случай в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».

3.Проблема греха и его искупления в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».
4.Былинная традиция в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».

5.Роль предметно-бытовых деталей повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».

6.Своеобразие сюжетного построения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».

7.Мотив пути в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».

четверг, 22 апреля 2021 г.

задание на 29 апреля

 

1.Определите средства выразительности речи, заполнив таблицу:

 

номер предложения

буква, соответствующая СВР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Траурный Моцарт зазвучал под сводами собора.       

2.Я три тарелки съел.

3.Аргентина –Ямайка (5:0).

4.Капнула одна слезинка, потом другая, капель усилилась, и вдруг из глаз её

хлынул ливень.

5.Мне до школы два шага.

А.литота

Б.синекдоха

В.метонимия

Г.градация

Д.олицетворение

Е.метафора

 

2.В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом. Запишите полученные предложения:

 

1.Каждый год летом открывалась знаменитая Нижегородская ярмарка, которая принимала людей со всей России.

2.Учёные ежегодно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.

3.Из пчелиного яда вырабатывают препараты, которые применяют в медицине для нормализации работы суставов, мышц, кровеносных сосудов, периферической нервной системы.

4.Ведущий программы представил зрителям игроков, которые пожелали принять участие  в нелегкой борьбе за звание знатоков отечественной истории.

5.Московское Училище живописи и ваяния, которое было основано в 1933 году, называли иногда второй академией художеств.

6.Благодаря своей цепкой памяти на лица Александров мог вспомнить любого человека, которого когда-то видел.

7.А.И.Куинджи был из тех мастеров, которые умели запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.

8.В.И.Даль – человек удивительной судьбы, который много сделал для прогресса российской науки и культуры.

пятница, 16 апреля 2021 г.

Готовимся к сочинению

 

Темы сочинений по роману Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание»

 

1.Цитатная характеристика Раскольникова

 

1 уровень

1.Путь Раскольникова       

2.«Двойничество» в романе «Преступление и наказание»

3. Отношение Достоевского к Раскольникову

2 уровень

1. Петербург в «Преступлении и наказании»

2. Соня и Раскольников в романе «Преступление и наказание»

3. «Преступление и наказание»: смысл названия

3 уровень

1 История Сони Мармеладовой.                

2.Женские образы в романе «Преступление и наказание»  

3.Маленькие люди в романе «Преступление и наказание»

четверг, 15 апреля 2021 г.

задание из открытого банка ФИПИ на 22 апреля

 

(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свобод­ным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того – он вберёт и чуже­странные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмот­ном смешении.(5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже раз­межеваться по значению такие привычные в среде спор­та слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6)Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) теат­ральные, а теперь фанатики размежевались с «фаната­ми». (7)Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщи­ки»), эстрадные.(8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуе­мое как «частный», «личный», «особенный», «домаш­ний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9)А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Ряза­нова, Гайдая.(10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое по­ле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо зву­чат в нашей сверхделовой речи старинные слова, кото­рые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «приколь­ные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодёжи, звучат с экрана, пестрят в печати?(17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, мо­гучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он жи­вой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим со­ром, ненормативной лексикой, канцелярскими изыска­ми, несовместимой мешаниной.

(По Т. Жаровой)

Из предложений 10 – 15 выпишите притяжательные местоимения.

Конец формы

Начало формы

«Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как _____ (предложения 1, 11), а такой приём, как _____ («всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические средства, как _____ («сверхделовой» в предложе­нии 12) и _____ («великий, могучий, правдивый и свободный» 
в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию».

Список терминов:

  

 1) 

эпитеты

  

 2) 

диалектизм

  

 3) 

лексический повтор

  

 4) 

индивидуально-авторское слово

  

 5) 

литота

  

 6) 

парцелляция

  

 7) 

просторечное слово

  

 8) 

фразеологизм

  

 9) 

риторическое восклицание

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

четверг, 1 апреля 2021 г.

текст на 8 апреля

 

В последнее время Хурдин часто вспоминал о Вихляевской горе, о велосипеде; и, думая о поездке к матери, загадывал починить старый велосипедишко и съездить на Вихляевскую гору.

До самого дома больше не обмолвились словом. И чем ближе подъезжали, тем острее понимал Хурдин, какими долгими были эти пять лет разлуки. Такими долгими... И в какое-то мгновение вдруг показалось: матери уже нет, она умерла, а ему просто не сказали. Да, вдруг почудилось такое.

Мама была жива. На гул и сигнал машины, на голоса она отворила воротца и вышла. Вышла и кинулась к сыну.

- Привел господь, привел... Сохранил и привел... живого... - беспамятно бормотала она. - Господи... Какую я игу снесла. Уехал и матери сердцу вынул...  - бормотала мать, пригибая к себе и ощупывая сыновью голову, плечи, лицо,  оглаживая, волосы, лаская и словно проверяя, всё ли при нём.

И, поняв, поверив, что живой перед ней сынок и целый, она ослабела, и разом, одним разом хлынули так долго копленные слезы. Мать уже не могла говорить, она лишь в исступленье колотилась лёгкой седой головой о сыновью грудь.

Хурдин тоже плакал. Молча, глотая слезы, он плакал и ждал, когда мать успокоится. Давно уехала машина, вещи стояли во дворе, а мать всё не могла поверить.

- Какой год во слезах ничего не вижу... Все об тебе да об тебе. Войны боюся. Телевизор кажедённо гляжу, а там всё недоброе гутарят: война да война. А у меня об вас сердце кровит. Начнётся - и враз тебя... Мы спасёмся да и помрём так возля друг дружки, а моё дитё вдале, одна-одиноя... Сделалась бы гулюшкой и полетела...

Хурдин слушал и всё более понимал, что пять лет - такой долгий срок, бесконечный. Пять лет - это почти десятая часть всей жизни, а если в силе и разуме взрослого бытия её брать, то вдвое больше. А для разлуки и вовсе не мереный срок, бесконечный.

Ведь, сколько помнил себя Хурдин, всегда он был перед матерью мальчонкой, даже взрослым уже. А теперь сидел возле неё большой, широкоплечий, а мать малым воробушком жалась к нему. И, обнимая мать, чуял он птичьи её косточки и лёгкую плоть. Да что там мать, когда даже хата начинала в землю уходить.

Хурдин рассказывал о жене и детях, слушал материнскую повесть о хуторской родне. В округе лишь родных братьев да сестёр было четверо, тёток и дядьев столько же, а уж двоюродные - самосевом росли. И все жили неплохо, грех жаловаться. И не единожды звали мать к себе средний сын Василий, дочь Раиса. Но мать жила одна. И как когда-то, при покойном отце и большой семье, держала корову, коз, птицу, кабана выкармливала. Мать хозяйством гордилась и потому очень довольна была, когда Хурдин поинтересовался про хозяйство.

Разговоры текли бесконечные. И не могла мать от сына оторваться, хотя, позвякивая подойниками, бежали бабы на стойло коров доить и окликали, звали её.

И Хурдину было хорошо. Сам он был не больно речист. А вот стоять, покуривать, слушать посреди родного хутора, возле дома, после долгой разлуки…

                                                                                    Б.П. Екимов (русский прозаик, публицист)