(1)Многие считают понятие чести устарелым,
несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия.
(2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно
защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена
более высоким понятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек
принципов… (5)Как может устареть чувство
чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство?
(6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе
с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только
беречь? (7)Мне вспоминается случай,
связанный с именем А.П. Чехова. (8)В 1902 году царское правительство
аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак
протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова
это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении,
что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А
теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит,
что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я поздравлял сердечно, и я же
признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём
сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук.
– И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о
сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились
обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя
оправдание. (15)Убеждения, конечно, вещь
необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово,
данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой.
(18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать
ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять
приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не
сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это
спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы,
если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово. (По Д. Гранину)
|
|
(1)… (2)Но
бывало и по-другому. (3)В XVI веке испанский капитан Себастьян
Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке, был поражён количеством
серебра, которое было у местных индейцев, живших по берегам реки, и решил
назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по-испански «плата» – серебро). (4)… впоследствии
произошло и название всей страны. (5)Однако в начале XIX века
владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном
периоде, жители страны латинизировали её название. (6)Так на географических
картах появилось слово «Аргентина».
|
|
(1)…
(2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная
палочка, потёртая о шёлк, палочка из органического стекла, потёртая о бумагу,
эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так,
если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко
нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к стеклянной
палочке. (4)Тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной
палочке. (5)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы
электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (6)… стали
говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие
тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.
|
|
(1)Ощущение отражает какое-либо одно свойство предмета или явления,
|
|
(1)Проблема парникового эффекта неслучайно стала в последние годы
предметом беспокойства учёных. (2)Дело в том, что человечество сжигает всё
больше топлива – нефти
и её продуктов: атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что
приводит к значительному увеличению углекислого газа в атмосфере нашей планеты.
(3)Углекислый газ пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла
в дальние слои атмосферы, а <…> приводит к росту средней температуры
приземного слоя атмосферы и созданию парникового эффекта на нашей планете.
|
|
(1)Сергей Николаевич
Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. (2)Он работал в
сервисной мастерской, в самом центре города. (3)Чтобы оправдать горючее, по
дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и подхватывал, если,
конечно, повезёт, попутчика. (4)Сегодня ему несказанно повезло, душа от
радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на
кухню рассказывать об удивительном происшествии. (5)Жена стояла возле раковины и
мыла посуду. (6)Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив
нижнюю губу, спрашивала: (7)–Мам, а
почему нельзя? (8)–Потому
что… – раздражённо отвечала мать. (9)–Вон у отца отпрашивайся! (10)Плетёнкин нетерпеливо махнул
рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену,
начал рассказывать. (11)–Представляете,
еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая-то женщина…
(12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления. (13)Я гляжу: кожаное
пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная… (14)Я
сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села, довёз я
её до управления. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой:
«Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала
плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь, как
повезло! (21)–Да-а!
(22)Были бы все пассажиры такие! – протянула жена. (24)Плетёнкин закрылся в ванной и
начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая подробности всего
происшедшего. (25)Густые чёрные волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом,
слегка отрешённый взгляд… (26)Такой взгляд бывает у людей, которые что-то
потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь,
прекрасно зная, что там её (27)И вдруг он вспомнил её!
(28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе.
(29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала
настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось. (30)Однажды в
одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их
не видели вместе. (31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил
написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же
согласилась. (32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в
Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. (33)И
только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой
сентиментальности попытался ей что-то объяснить, а она смотрела на него с той
же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня. (34)–Ну,
получается, что я обманул тебя! (35)–Меня? – она
улыбнулась. (36)–Разве ты меня обманул? (37)–А
кого же! – сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла. (39)…Плетёнкин хмуро намыливал
руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не
двести, а все пятьсот рублей… (41)Но с … понял, что никогда не сделает этого. (42)–Ты
чего там застрял? (43)Всё стынет на столе! – потеряв терпение,
крикнула из кухни жена. (44)«Разве
ты меня обманул?» – вновь вспомнилось ему, и он поплёлся есть
остывающий суп. (По С.С. Качалкову)
|
|
(1)Дети
видят мир не так, как взрослые. (2)У нас, даже если мы и восторгаемся
закатом, птичками или кошками, – это больше так, замыленные
восторги. (3)А дети сливаются со всей этой красотой. (4)Они не вне, а внутри
неё. (5)Однажды
на листочке бумаги мой сын Серёжа нарисовал двух котов, собирающих в лесу
грибы. (6)Большой кот и котёнок шли, держась за руки. (7)Да-да, не за лапы, а
за руки. (8)Шли по-человечески на двух ногах и с корзинками. (9)Сквозь
детскую наивность проглядывала живая реальность. (10)Кот и котик явно
изображали нас с Серёжей. (11)Острота
и незамыленность в детском взгляде – это ещё не всё. (12)Он
обладает также и «микроскопными» свойствами, позволяющими замечать усы
комара, крылья мухи, песчинки, сахаринки… (13)Жучков-паучков, травинки,
цветочки я показывал сыну, когда он был ещё младенцем. (14)Вместо ярких и
безвкусных пластмассовых погремушек я вешал перед ним на ниточке осенние
листья клёна, цветы по сезону, шишки еловые да сосновые. (15)И видел его
явное удовольствие от них. (16)Лет с
пяти-шести я стал рисовать с ним на пару. (17)Я рисовал то, что он не мог, а
потом отдавал дорисовывать то, что ему хотелось. (18)А затем оставлял наедине
с нашей общей работой. (19)Кошки
и котята дома у нас не переводились. (20)Цветы, попугайчики. (21)Да и в
деревне он жил подолгу. (22)Лес настоящий, речка Смородинка, старые домики.
(23)Громадные берёзы и вётлы. (24)Колодец, родник. (25)Словом, природа во
всём стихийном многообразии. (26)Были грозы страшные, и закаты-рассветы
росные, град. (27)Был даже смерч настоящий, что на его глазах сломал
высоченную берёзу. (28)А какие туманы в полнолуние мы с ним видели! (29)Помнится,
показал я Серёже в сильную лупу снежинки на улице. (30)Нашёл фотографии в
книгах. (31)И сказал, что среди миллионов снежинок одинаковых никогда не
будет. (32)Серёжа это понял и стал уже (38)Флоренский
писал своей дочери в 1937 году из Соловецкого лагеря: (39)«Секрет
творчества – в сохранении юности. (40)Секрет
гениальности – в сохранении детства, детской конституции на
всю жизнь… (41)Эта-то конституция и даёт гению объективное восприятие мира… и
потому оно цельно и реально. (42)Иллюзорное, как бы блестяще оно ни было,
никогда не может быть названо гениальным. (43)Ибо суть гениального
мировосприятия – проникновение в сущность вещей, а суть
иллюзорного – в закрытии от себя реальности».
(По Д. Утенкову)
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий