1.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте
которых
в предложениях должны стоять
запятые.
А.В. Суворов ещё при жизни (1) как известно (2)
стал легендой. Военное дарование – та сторона его личности, в которой (3)
конечно (4) наиболее ярко отразилась его интеллектуальная и волевая мощь.
2.Среди предложений 1 – 15 найдите
сложное предложение с сочинительной и
подчинительной связью. Напишите его номер.
(1)В чём смысл нашего общения с искусством, литературой?
(2)Во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться богатством собственной
личности, которая нам вдруг открывается. (3)Это бесконечно далеко от эгоизма,
от погружения в себя. (4)Это постижение в себе того нового, высокого, что
раньше было как бы «зашторено»…
(5)Но это не всё: смысл общения с литературой, искусством и в том, что мы
делаемся богаче ещё на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал. (6)Я
написал сейчас «ещё на одну жизнь». (7)Но нет! (8)Не на одну, а на миллион
жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его
современников. (9)В его симфонии, картине, романе надежда, тоска, боль, радость
миллионов людей. (10)Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней. (11)Наши
сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений…
(12)Хороший читатель – соавтор писателя. (13)Его духовная жизнь,
соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и он видит то,
чего не видел раньше. (14)А ведь ради этого и работает писатель. (15)Чтобы
научить видеть.
(16)Я написал сейчас «духовная жизнь». (17)А доступна ли она любому
человеку?..
(18)Формы духовной жизни, как и формы творчества,
бесконечно разнообразны. (19)Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством,
осенним лесом и с самим собой. (20)Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом
с товарищем, доверяя его уму и сердцу. (21)Мы духовны, когда улыбаемся
человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей.
(22)Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в
мире скромный отпечаток собственной личности… (23)И мы духовны, когда,
перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.
(Е. Богат)
3.В трёх последних абзацах (текст после
задания) найдите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи. Напишите
номер этого предложения.
4.Среди предложений 3 – 6 найдите все предложения с вводными конструкциями. Напишите номера этих предложений в порядке
возрастания.
(1)Помнится, в мои школьные годы патриотическое
воспитание неизменно писалось через дефис с «военно» и предполагало довольно
ограниченный набор мероприятий: походы по местам боёв, посещение музеев боевой
славы, встречи с ветеранами. (2)Между тем сегодня назрела необходимость не
столько отделить первую часть от второй, сколько разобраться со значением слова
в целом.
(3)По мне, пусть себе «патриотизм» будет «военным»:
нужно только оговорить, с кем или, лучше, за что «воевать». (4)А «воевать»
сегодня, на мой взгляд, нужно прежде всего за язык. (5)Русский язык. (6)Не
боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей
стране немыслима без любви к своему языку». (7)Мы же теряем его, пользуясь
военно-поэтической терминологией, пядь за пядью.
(8)Ладно, когда дети «рдевшие ланиты» понимают как
«покрасневшие уши». (9)Хуже, когда от школьников узнаёшь, что «порядочный»
человек – человек, ставящий всякую вещь на своё место, а «алчный» – участвующий
в популярной телеигре, горьковское «он был бос» понимается как «он был
начальник». (10)А почему при этом «в вытертых штанах»? (11)Да именно потому,
что «босс»: ходил же Форд в потёртых джинсах!
(12)Но, может, самое грустное, что дети не понимают
значений слов «благородный», «самоотверженный», а также «тщеславный»,
«корыстный», «коварный», «вероломный» – им хватает двух слов: «хороший» и
«плохой». (13)(Даже Эллочке-людоедке из «12 стульев» нужно было тридцать.)
(14)Можно, конечно, сказать, что это всего лишь слова
и вовсе не обязательно, что человек, не знающий слова «милосердие», никогда не
поможет ближнему и, наоборот, знающий его непременно станет добрым. (15)Это
так, но речь не о том, чтобы научить детей говорить «метко» (хотя точность, как
нам недавно стало известно, никогда не бывает лишней), а о том, чтобы сделать
нас народом. (16)Напомню еще более хрестоматийное:
«И назовёт меня всяк сущий в ней язык …» (курсив
мой).
(17)Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа,
уходит как вода в песок. (18)Почему? (19)Чтобы найти ответ, нужно вспомнить,
откуда язык приходит: из общения и чтения. (20)Но дети и родители сегодня
разобщены. (21)Что касается чтения, то тут и говорить нечего. (22)И сегодня
«воевать» за русский язык – значит бороться и за литературу, на нём написанную.
(23)В песне нашего детства на вопрос: «С чего
начинается Родина?» – давался ответ: «С картинки в твоём букваре». (24)Не
знаю, какая именно картинка имелась в виду – Красная площадь или белая берёза,
думаю, что это не так важно. (25)Важно, что Родина, по моему глубокому
убеждению, начинается именно с букваря.
(По Инне Кабыш)
5.Из предложения 4 (текст после задания) выпишите
словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
6.Среди предложений 15 – 26 найдите предложение с обособленными определениями. Напишите
номер этого предложения.
(1)Чего у нас теперь в избытке, так это
телесериалов. (2)И импортных, и отечественных. (3)Причём, если импортные
выжимают многосерийные трагедии из вялотекущего беспамятства и хронической
недогадливости положительных персонажей и злобного коварства отрицательных,
то наши предпочитают фактуру простую, грубую, всем понятную. (4)А посему и
снимают сериалы по большей части про тяжёлую жизнь бандюков и повязанных с
ними бизнесменов.
(5)По обилию этих сериалов можно подумать, что у нас
полстраны в бандиты записались. (6)А кто ещё не записался, тот мечтает
записаться, да всё никак на пистолет простенький не может скопить! (7)Вот
накопит – и начнётся тогда временами, конечно, беспокойная, но такая
красивая, благородная бандитская жизнь! (8)А пока пусть сериалы посмотрит,
уму-разуму бандитскому в подробностях поучится, дабы потом «не попасть
впросак». (9)И возможностей хоть отбавляй! (10)На какой канал ни попадёшь –
обязательно про бандитов показывают. (11)Как им трудно, бедным и несчастным,
живётся, и как их никто вокруг не понимает, и какие они в глубине души добрые
и пушистые, и как умеют крепко друг с другом дружить, и как умеют пылко и
верно своих роковых подруг любить, и как ненавидят царящую вокруг
несправедливость, ради борьбы с которой, собственно говоря, они и пошли
дружными рядами в бандиты. (12)Вот герои нашего времени! (13)Сразу становится
понятно, на кого в этой жизни можно положиться. (14)Уже и подростки в суровую
бандитскую дружбу по всей стране играют… (15)Конечно, бандиты воруют, грабят, постреливают,
порой даже убивают, но ведь не со зла же! (16)Просто как-то так получается…
(17)В общем, вынуждают их. (18)Обстоятельства всякие. (19)Всё та же
чудовищная несправедливость вынуждает, и всякие нехорошие люди, вроде нас с
вами, в бандиты почему-то не записавшихся и их огромной важности в жизни
нашего общества никак не хотящих понять. (20)Правда, и среди бандитов в сериалах попадаются
люди нехорошие. (21)Даже отвратительные попадаются. (22)Но хорошие бандиты с
ними очень сильно борются, как им ни препятствует в этом милиция. (23)В конце
концов хоть и дорогой ценой, но хорошие бандиты побеждают плохих. (24)Бывают и хорошие милиционеры. (25)Но уже в
других сериалах – про милицию. (26)Однако и там мелькает та же
интересная мысль, что бандиты бывают плохие и хорошие, благородные и
отморозки, и если отморозков надо, безусловно, наказывать, то с хорошими
бандитами почему бы и не поработать рука об руку? (27)Почему бы не поддержать
их ради общего светлого будущего? (28)Ну, пусть и не совсем общего, пусть
многие, вроде нас с вами, и не доживут, падут случайными жертвами при чужих
разборках, но будущее в результате такого альянса точно будет
светлым!
(Алексей Андреев) |
7. Из предложений 6 – 8 (текст после задания) выпишите
словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
8.Среди предложений 4 – 12 найдите сложные предложения,
в состав которых входят одно или несколько безличных
предложений. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.
9.Среди предложений 18 – 23 найдите предложения с обособленными согласованными
определениями. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.
(1)Экология – это наука о взаимодействии живых
организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.
(2)Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия
и космология, математика и философия. (3)Все они вносят свой вклад в экологию,
которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию,
агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
(4)Активно формируется в наши дни экология культуры,
или духовная экология. (5)Конечно, между экологией природы и экологией культуры
не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое
различие. (6)Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7)Иное дело
– ценности культурные и нравственные. (8)Они или восстанавливаются с большим
трудом, или навсегда исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры,
сгоревшие книги, рукописи…
(9)Историк-археолог В.Л. Янин так образно раскрыл
содержание понятия «экология культуры». (10)Если выкорчевать дерево, то на его
месте можно вырастить новое. (11)Но если мы разрушаем старину, памятники
культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым, по мнению учёного,
мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти. (12)Поэтому наша
любовь к духовному наследию своего народа должна быть действенной.
(13)Многое зависит от отношения к языку. (14)Иначе и
быть не может! (15)В самом деле. (16)Если культура – это совокупность
достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются
эти достижения, как правило, в языке, в Слове. (17)Возникнув на определённом
историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня
духовного развития народа, общества.
(18)Любовь к языку, как и любовь к природе, –
составная часть патриотизма, любви к Родине. (19)Экология языка имеет поэтому и
нравственную сторону. (20)Небрежное отношение к языку, отход от национальной
культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как
личности. (21)Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию
духовного мира, своего и чужого.
(22)В последние годы наши писатели и публицисты неустанно с тревогой
говорят о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую
связанных с языковыми потерями. (23)Как всякое живое на земле не может мириться
со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего
языка.
(По Л.И. Скворцову)
Комментариев нет:
Отправить комментарий