пятница, 12 декабря 2014 г.

Задание 4. СП с разными видами связи. ФИПИ

Задание 1
(13)Детское ликование не остановить. (14)Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия. (15)Поэтому наша мудрая Анна Николаевна только улыбнулась, когда мы заорали на радостях, заколготились в своих партах, как в коробах, отошла в сторону, прислонилась к тёплой печке, прикрыла глаза и сложила руки калачиком.
(16)Теперь самое время объяснить, отчего уж мы так возрадовались. (17)Дело в том, что все мы давно уже научились читать – соответственно возрасту, конечно же, запросто разделывались с тонкими, ещё довоенными, клееными-переклеенными книжечками, которые давала в классе Анна Николаевна, но вот в библиотеку нас не пускали, в библиотеку записывали почему-то лишь со второго класса. (18)А кому в детстве не хочется быть постарше? (19)Человек, который посещает библиотеку, – самостоятельный человек, и библиотека – заметный признак этой самостоятельности.
(20)Постепенно мы утихли, угомонились, и Анна Николаевна снова стала объяснять.
Среди предложений 13–20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Задание 2
(24)Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
(26)А эта книга... (27)Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (28)Да мы бы всё тебе отдали... (29)Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, когда я учился на втором курсе университета. (30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят.
Среди предложений 24–30 найдите сложное предложение с бессоюзной исоюзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Задание 3
– (8) Ого! – сказал Мишка. – (9)Где достал? (10)Дашь мне его домой?
(11)Я сказал:
– (12) Нет, не дам: это подарок.
(13)Мишка надулся и отодвинулся от меня. (14)На дворе стало ещё темнее, а мама всё не шла. (15)Тут Мишка говорит:
– (16)Не дашь, значит, самосвал?
(17)И протянул мне коробку от спичек. (18)Я взял её, открыл и сначала  ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто я держал сейчас в руках крошечную звёздочку.
Среди предложений 8–18 найдите сложное предложение с бессоюзной связьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.

Задание 4
– (32)Конечно, это большая твоя ошибка: с неё начались все твои несчастья в этот день. (33)Наказать же я хотел тебя, мой сын, за твою ложь. (34)Ложь – это не ошибка, не случайность; лживость  это черта характера, которая может укорениться. (35)Это страшный сорняк на поле твоей души: если его вовремя не вырвать с корнем, он заполонит всё поле так, что негде будет прорасти доброму семени. (36)На свете нет ничего страшнее лжи. (37)С этого часа ты будешь говорить только правду. (38)Иди.
(39)Я пошёл, мысленно дав себе клятву никогда не лгать.
Среди предложений 32–36 найдите сложные предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.

Задание 5
(3)Это осталось с той поры, когда я «вводил Павлика в свет» – сперва во дворе, потом в школе, где он оказался на положении чужака.
(4)На самом деле душевное превосходство было на стороне Павлика. (5)Моё долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному моральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от самого предательства. (6)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. (7)Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.
(8)Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
Среди предложений 3–8 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Задание 6
(26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.
Среди предложений 26–32 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Задание 7
(12)Было ясно, что яхточка попала в беду.
(13)Гибнущие корабли надо спасать, даже если они совсем крошечные.
(14)До парусника было метров двадцать. (15)Доплыть – раз плюнуть. (16)Но Славка сегодня твёрдо обещал маме, что не будет купаться. (17)Можно, конечно, успокоить совесть тем, что спасательная экспедиция – это не купание, но лучше сначала попробовать другой способ.

Среди предложений 12–17 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий