среда, 24 декабря 2014 г.

Грамматика.Синтаксис.5. ФИПИ

Задание 1
(1)Родители подарили мне на день рождения фотоаппарат. (2) Это был  взрослый подарок.
(3)Но иметь фотоаппарат — это было полдела: ещё нужно было уметь им пользоваться. (4)И я пошёл записываться в фотокружок, к Начальнику, как его все называли.
(5)Меня встретил мужчина лет тридцати пяти, сутулый, строгий, с очень острым лицом.
Среди предложений 1—5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Задание 2 (8 в КИМ)
(2) Это был  взрослый подарок.
 Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Задание 3
(16)От твоего ответа зависит, будем ли мы общаться по-настоящему или нам придётся попрощаться раз и навсегда.
(17)Он подошёл к столу, взял с него стопку фотографий.
— (18)Посмотри эти фотографии и выбери три, которые тебе больше всего приглянутся, а я чай поставлю.
(19)Он вышел, а я стал рассматривать фотографии. (20) Там были разные снимки, но все они были чёрно-белые. (21)Городские пейзажи, лошади, деревья…
Среди предложений 16—21 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

Задание 4 (7 в КИМ)
Замените словосочетание ФАР АВТОМОБИЛЕЙ (предложение 25), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 5 (11 в КИМ)
(26)Мне непонятно было, как так получилось. 
Укажите количество грамматических основ в предложении 26.

Задание 6
— (30)Ну что, выбрал? — спросил Начальник, вернувшись.
— (31)Вот, — я протянул ему фотографии.
            (32)Он рассмотрел мой выбор внимательно.
— (33)Понятно, — размышляя, сказал он. — (34)А здесь что, почему ты её выбрал?
Среди предложений 30—34 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

Задание 7
(16)От твоего ответа зависит, будем ли мы общаться по-настоящему или нам придётся попрощаться раз и навсегда.
(17)Он подошёл к столу, взял с него стопку фотографий.
— (18)Посмотри эти фотографии и выбери три, которые тебе больше всего приглянутся, а я чай поставлю.
(19)Он вышел, а я стал рассматривать фотографии.
Среди предложений 16—19 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

Задание 8
(32)Казалось бы, песня как песня, что такого. (33)Но зазвенела в Кинтеле ответная струнка…
(34)Все помолчали сперва, потом захлопали — сильнее, сильнее. (35)Салазкин стоял потупившись... (36)А Кинтель встал и осторожно выбрался к выходу. (37)Потому что никаких других песен ему уже было не надо.
Среди предложений 32—37 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

Задание 9
(10)Кинтель, конечно, не собирался выступать, талантов у него не было.
Укажите количество грамматических основ в предложении 10.
Задание 10
(22) Кинтель разобрал его слова, сказанные тихо, но твёрдо: (23)«А другую я не буду...» (24)Мать Салазкина, пожав плечами, заиграла. (25)И Саня запел.
(26)Голосок у него был так себе, не сильный, но пел Салазкин чисто и с ясным, сразу проникающим в сознание звоном.
Среди предложений 22—26 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Задание 11
5)А фамилия у него была Денисов. 
Выпишите грамматическую основу предложения 5.

Задание 12
(4)Ну и ясно: Сани-Санки-Салазкин. (5)А фамилия у него была Денисов. (6)Кинтель это узнал, когда шли по водохранилищу.
(7)Плавание только начиналось. (8)Ребят попросили собраться в музыкальном салоне. (9)Объявили, что в конце путешествия будет детский концерт и что пока надо выявить таланты.
(10)Кинтель, конечно, не собирался выступать, талантов у него не было.
Среди предложений 4—10 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

Задание 13
(12)Но хорошо было сидеть в кресле у широкого, будто киноэкран, иллюминатора, смотреть, как серый простор беспрестанно катит навстречу пенные валы, как в настоящем море...
(13)А в уютном салоне тем временем кто-то декламировал стихи, кто-то танцевал, кто-то пел... (14)Всё музыкальное сопровождение взяла на себя мама Салазкина. (15)И вот он сам вышел к пианино.
Среди предложений 12—15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Задание 14
Замените словосочетание ОСТОРОЖНО ВЫБРАЛСЯ (предложение 36), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 15
(1)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (2)А гордятся все в доме мной. (3)Это несправедливо.
(4)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку.   
(5)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.
— (6)Вот ведь способный какой, а! (7)Совсем вчера не учил уроков, а на тройку ответил!
Среди предложений 1—7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Задание 16
(4)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку.   
(5)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.
— (6)Вот ведь способный какой, а! (7)Совсем вчера не учил уроков, а на тройку ответил!
(8)Отец говорит это радостно, и свои восторги он, как обычно, заканчивает словами из песни:
Среди предложений 4—8 найдите предложение с обособленным согласованным  распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

Задание 17
(27)Отец и мама, мне кажется, хотели бы, чтоб я и вовсе не рос. (28)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (29)А меня спросили?
(30)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (31)Я сказал об этом родителям.
— (32)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (33)Какой добрый, а! — воскликнул отец.
Среди предложений 27—32 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Задание 18
(11)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание фильма или книги, прочитанной нами обоими.
Выпишите грамматическую основу предложения 11.

Задание 19
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Он сидел передо мной такой шоколадный,(1) и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный,(2) а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. Но это было неважно,(3) потому что Мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху,(4) как будто он уже заранее сдаётся...

Задание 20
(1)Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. (2)То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. (3)А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. (4)А на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. (5)Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! (6)А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжёлый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара.
Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с параллельным(неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Задание 21
(23)Но это было неважно, потому что Мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся...
(24)И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал…
(25)И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара...
– (26)Что с тобой? – спросила мама, приоткрыв дверь. 
(27)А я не знал, что со мной, я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:
– (28)Я раздумал быть боксёром.
Среди предложений 23–28 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

Задание 22
(22)Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. (23)Но это было неважно, потому что Мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся...
(24)И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал…
(25)И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара...
– (26)Что с тобой? – спросила мама, приоткрыв дверь. 
(27)А я не знал, что со мной, я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:
Среди предложений 22–27 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Задание 23
 (3)Я забеспокоился, зная, как жестоки наши степные сибирские метели, какие беды они могут принести.
(4)И скоро началось то, чего я опасался. (5)Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран. (6)Узенькую дорожку, которая вела в наше село, то и дело засыпало снегом, а потом она и совсем пропала. (7)Будто из-под ног её украл кто-то очень недобрый.
(8)Я испугался и не знал, что делать дальше. (9)Ветер свистел на все лады, чудились волки. 
Среди предложений 3–9 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

Задание 24
(2)Снегу навалило до половины валенка. 
Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Задание 25
(1)Мы задержались в школе, и, когда вышли на улицу, уже смеркалось. (2)Снегу навалило до половины валенка. (3)Я забеспокоился, зная, как жестоки наши степные сибирские метели, какие беды они могут принести.
(4)И скоро началось то, чего я опасался. (5)Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран. (6)Узенькую дорожку, которая вела в наше село, то и дело засыпало снегом, а потом она и совсем пропала. 
Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Задание 26 (12  в КИМ)
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
И скоро началось то,(1) чего я опасался. Снежинки вдруг закружились в таком танце,(2) что через несколько минут началась настоящая пурга,(3)вскоре перешедшая в большой буран. Узенькую дорожку,(4) которая вела в наше  село,(5) то и дело засыпало снегом,(6) а потом она  и совсем пропала.

Задание 27
Замените словосочетание «степные метели» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 28
1)Мы задержались в школе, и, когда вышли на улицу, уже смеркалось. 
Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

Задание 29
1)Мы задержались в школе, и, когда вышли на улицу, уже смеркалось. (2)Снегу навалило до половины валенка. (3)Я забеспокоился, зная, как жестоки наши степные сибирские метели, какие беды они могут принести.
(4)И скоро началось то, чего я опасался. (5)Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран. (6)Узенькую дорожку, которая вела в наше село, то и дело засыпало снегом, а потом она и совсем пропала. (7)Будто из-под ног её украл кто-то очень недобрый.
Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

Задание 30
(1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь.

Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий