(1)С детства, со школьной скамьи человек привыкает к
сочетанию слов «любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а
разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он
любит, дано уже в зрелом возрасте.
(3)Чувство это
действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная история, всё
прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении
своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в
сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.
(6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может
быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов.
(7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с
бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не
променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9)Одним словом, кому мила
степь, кому - горы, кому - морское, пропахшее рыбой побережье, а кому -
родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и
белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города... (10)И чтобы
жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник– на
берёзе перед крыльцом.
(11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской
природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём
нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же
сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.
(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство
любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой,
поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас
литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили
прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам.
(15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина,
Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас
равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва
Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?.. (17)А живопись? (18)Шишкин и
Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов - разве они не учили
и не учат нас любить родную природу?
(19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место
имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.
(20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком,
путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и
ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были
связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на
краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и
деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов - всё это ещё
больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто
бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя,
и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что
проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к
русской природе. (26)В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о
родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.
(27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа
есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы
и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты,
развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому
у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и
Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.
(По В.А. Солоухину)
Владимир Алексеевич Солоухин(1924–1997)
- русский советский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской
прозы».
Прочитайте текст, найдите поставленные автором
проблемы, сформулируйте авторскую
позицию. Заполните таблицу
Проблема |
Авторская позиция |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий