четверг, 9 февраля 2017 г.

на 14-16 февраля. ФИПИ

Прочитайте текс и выполните задания 1- 11
(1)Упражняется ли милосердие в нашей жизни? (2)...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (3)Часто ли мы получаем призыв к нему? (4)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
(5)Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (6)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (7)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» – милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. (8)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (9)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.
(10)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.
(11)Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
(12)Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. (13)Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.
(По Д. Гранину)
1.Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
  
 1) 
Пушкинский призыв к милосердию в дальнейшем нашёл отражение в русской литературе.
  
 2) 
Художественная литература способствует воспитанию в людях милосердия.
  
 3) 
Русская литература смогла завоевать народное признание выражением сострадания к человеку.
  
 4) 
Милосердие унижает человеческое достоинство.
Конец формы
Начало формы
2.Определите стиль и тип речи текста.
  
 1) 
публицистический стиль; повествование
  
 2) 
художественный стиль; описание
  
 3) 
публицистический стиль; рассуждение
  
 4) 
разговорный стиль; повествование
Конец формы
Начало формы
3.В каком значении употреблено слово ПАДШИЙ (предложение 10)?
  
 1) 
погибший, убитый
  
 2) 
побеждённый
  
 3) 
утративший доброе имя и достойное положение в обществе
  
 4) 
утративший душевную энергию и ожесточившийся
Конец формы
Начало формы
4.Назовите способ образования слова БЕСКОНЕЧНО из предложения 10.
Конец формы
Начало формы
5.Из предложений 3 – 6 выпишите краткое прилагательное.
Конец формы
Начало формы
6.Из предложений 1 – 3 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Конец формы
Начало формы
7.Среди предложений 6 – 10 найдите сложное предложение, одна из частей которого является безличным предложением. Напишите номер этого сложного предложения.
Конец формы
Начало формы
8.Среди предложений 5 – 10 найдите предложения, в которых есть сравнительный оборот. Напишите номера этих предложений.
Конец формы
Начало формы
9.Среди предложений 5 – 10 назовите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки. Напишите номер этого сложного предложения.
Конец формы
Начало формы
10.Среди предложений 7 – 11 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Конец формы
Начало формы
11.Какие три из перечисленных ниже средств выразительности используются в тексте? Напишите номера этих средств выразительности.
  
 1) 
метафора
  
 2) 
парцелляция
  
 3) 
эпитеты
  
 4) 
риторические восклицания
  
 5) 
ряды однородных членов
Прочитайте текст и выполните задания 12-22
(1)Землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов приносят убытки и жертвы, в ко­торых люди не виноваты, – не умеем мы пока регулировать стихию. (2)За что и приходится платить. (3)Однако кое-какие силы природы уже под контролем, и если они всё ещё вредят нам, то только по вине людей.
(4)Гроза. (5)Одно из величественных атмосферных явлений. (6)Напряжение разряда достигает миллиона вольт, ток – сотни тысяч ампер. (7)Но можно уверенно заявить: уже более ста лет ни один объект, оборудованный исправной грозозащитой, не был поражён молнией. (8)Ни один! (9)Природа грозы исследована Ломоносовым и Франклином ещё двести с гаком лет назад, и нынче расчёт грозозащиты любого объекта входит в программы курсовых проектов студентов и считается очень лёгким заданием. (10)Надо только постоянно контролировать исправность этих простейших устройств, как того требуют правила. (11)И совсем уж зря обвиняют небесные «стрелы» в лесных пожарах, хотя в тайге молниеотводов нет. (12)Пожарища полыхают не от небесного огня, а от земного.
(13)Не менее удивительны и «электрические» пожары. (14)Причиной этих пожаров почему-то называют короткие замыкания. (15)Дескать, что поделаешь: провода глупые, замкнулись – что с них возьмёшь? (16)Но не было, нет и не будет в мире пожара от короткого замыкания – причиной огня является неисправность защитного прибора.
(17)Зима у нас сопровождается природными явлениями, называемыми морозами. (18)И… авариями водоводов, трубопроводов, системы центрального отопления… (19)Но даже 60-градусный мороз не приводил и не приведёт к разрушению этих коммуникаций – они ломаются ото льда, в который превращается вода при сбое в энергоснабжении. (20)В этих случаях, если подачу тепла быстро восстановить нельзя, полагается слить воду из системы, для чего предусмотрены специальные вентили. (21)Операция простенькая, незамысловатая, не правда ли? (22)Но не сливают. (23)В трубах, радиаторах образуется лёд, его объём чуть-чуть больше, чем у воды, но это­го «чуть-чуть» вполне достаточно, чтобы разрушить радиатор. (24)А потом неделями, месяцами на морозе ремонтируют поломанную разгильдяйством систему отопления. (25)И каждый год – одни и те же грабли. (26)Может, не все знают пословицу: «Пожалев копейки, поплатишься рублем»? (27)Все знают. (28)Но зачем суетиться, авось гром и не грянет, а зима будет тёплой (климат-то, говорят, меняется). (29)А уж коли грянет беда, в катастрофе всегда можно обвинить атмосферное явление.
(По Г. Черникову)
12.В каких(-ом) предложениях(-и) автор, используя иронию, воспроизводит высказывание(-я), противоречащее(-ие) его позиции?
  
 1) 
1 – 3
  
 2) 
11, 12
  
 3) 
14
  
 4) 
28
Конец формы
Начало формы
13.Определите стиль и тип речи текста.
  
 1) 
разговорный стиль; рассуждение
  
 2) 
официально-деловой стиль; описание
  
 3) 
публицистический стиль; рассуждение
  
 4) 
художественный стиль; повествование и рассуждение
Конец формы
Начало формы
14.В каком предложении используется в усечённом виде известный фразеологизм-поговорка?
  
 1) 
11
  
 2) 
15
  
 3) 
23
  
 4) 
25
Конец формы
Начало формы
15.Из предложений 13 – 15 выпишите слово, образованное приставочным способом.
Конец формы
Начало формы
16.Из первого абзаца выпишите все относительные местоимения.
Конец формы
Начало формы
17.Из первого абзаца выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Конец формы
Начало формы
18.Во втором абзаце найдите сложное предложение, в которое входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
Конец формы
Начало формы
19.Во втором абзаце найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Конец формы
Начало формы
20.В последнем абзаце найдите сложное предложение, в котором используется и бессоюзная, и союзная связь обоих видов – сочинительная и подчинительная. Напишите номер этого предложения.
Конец формы
Начало формы
21.Во втором абзаце найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.
Конец формы
Начало формы
22.Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в третьем абзаце текста. (Цифры пишите в порядке возрастания.)
  
 1) 
сочетание книжных и разговорных синтаксических конструкций
  
 2) 
термины
  
 3) 
олицетворение
  
 4) 
сравнение
  
 5) 
ряд однородных членов
Прочитайте текст и выполните задания 23-32
(1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чём другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (3)Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, – словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, – да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9)В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (10)«Да это не Иван Петрович, – говоришь, глядя на него. – Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеётся, а этот чёрт знает что: пищит птицей и всё смеётся». (11)Подходишь ближе, глядишь – точно Иван Петрович! (12)«Эхе-хе!» – думаешь себе…
(Н.В. Гоголь)
23.Какой тип речи представлен в этом тексте?
  
 1) 
повествование с элементами рассуждения
  
 2) 
рассуждение с элементами повествования 
  
 3) 
рассуждение с элементами описания
  
 4) 
описание с элементами повествования
Конец формы
Начало формы
24.Укажите предложение, в котором используются контекстные антонимы.
  
 1) 
6
  
 2) 
7
  
 3) 
8
  
 4) 
4
Конец формы
Начало формы
25.Из предложений 7 – 8 выпишите слова, образованные приставочным способом.
Конец формы
Начало формы
26.Из предложения 8 выпишите все подчинительные союзы.
Конец формы
Начало формы
27.Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Конец формы
Начало формы
28.Среди предложений 1 – 8 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное(-ые) неопределённо-личное(-ые). Напишите номер этого сложного предложения.
Конец формы
Начало формы
29.Среди предложений 3 – 9 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
Конец формы
Начало формы
30.Среди предложений 2 – 6 найдите сложное предложение, в котором есть одно придаточное уступительное. Напишите номер этого сложного предложения.
Конец формы
Начало формы
31.Среди предложений 1 – 6 найдите предложение, которое связано
с предыдущим с помощью однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.
Конец формы
Начало формы
32.Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в предложениях 5 – 11. (Цифры запишите в порядке возрастания.)
  
 1) 
сравнение
  
 2) 
гипербола
  
 3) 
градация
  
 4) 
синтаксический параллелизм
  
 5) 
инверсия
33.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Вернувшись из ссылки,
  
 1) 
у писателя не было средств к существованию.
  
 2) 
писателя ждали новые невзгоды.
  
 3) 
писатель поселился у друзей.
  
 4) 
книга была закончена.
34.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
  
 1) 
вОвремя
  
 2) 
поднЯв
  
 3) 
поделЁнный
  
 4) 
укрЕпит
35.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Заимствовав греческую систему письма,
  
 1) 
от римлян она перешла к народам Западной Европы.
  
 2) 
римляне не переняли греческие названия букв.
  
 3) 
у римлян было несколько вариантов алфавита.
  
 4) 
начертания букв в латинском алфавите были значительно изменены.
36.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
  
 1) 
осведомИться
  
 2) 
нажИвший
  
 3) 
красИвее
  
 4) 
квартАл
37.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Познакомившись со статьёй учёного,
  
 1) 
не всё, что описывает автор, кажется верным.
  
 2) 
задумываешься о вещах, на которые раньше не обращал внимания.
  
 3) 
многое становится ясным.
  
 4) 
у меня осталось впечатление недосказанности.
38.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
  
 1) 
нОгтя
  
 2) 
нЕдуг
  
 3) 
ждалА
  
 4) 
повторЁнный
39.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Ожидая начала спектакля,
  
 1) 
между нами завязалась беседа.
  
 2) 
артисты волновались.
  
 3) 
у меня сломался бинокль.
  
 4) 
не давала покоя одна мысль.
40.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Устанавливая родство древних и современных языков,
  
 1) 
это служит важным свидетельством истории народов.
  
 2) 
выясняется картина древнейших переселений народов.
  
 3) 
часто для исследователя остаётся неясной датировка.
  
 4) 
лингвисты дают ценный материал для историков.
41.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
  
 1) 
зАгнутый
  
 2) 
отдалА
  
 3) 
кУхонный
  
 4) 
воврЕмя
42.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Наделяя героев былины незаурядной физической силой,
  
 1) 
все остальные их качества оказывались второстепенными.
  
 2) 
это находит объяснение в характере эпохи.
  
 3) 
достоинства этих богатырей проверялись в сражении.
  
 4) 
сказители подробно описывали их многочисленные подвиги.
43.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
  
 1) 
свЁкла
  
 2) 
лекторОв
  
 3) 
экспЕрт
  
 4) 
повторИт
44.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Используя примеры,
  
 1) 
мной овладели сомнения.
  
 2) 
это проиллюстрирует теоретические положения выступления.
  
 3) 
расскажите о роли мимики в общении.
  
 4) 
некоторые из них были неудачными.
45.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
  
 1) 
щемИт
  
 2) 
прозорлИва
  
 3) 
вероисповЕдание
  
 4) 
свеклА
46.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Меж голубоватых камней по склону блистает (1) стеснённая каменными берегами (2) вода, которая бурлит (3) пытаясь растечься вширь.
47.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В тишине сонно ползали пчёлы по цветам у балкона (1) совершая свою неспешную работу (2) и слышался (3) едва уловимый (4) лепет серебристой листвы тополей.
48.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
После долгой дороги (1) утомлённые путники напились из колодца (2) вода в котором (3) показалась им необыкновенно вкусной.
49.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Подросток (1) должен научиться реагировать на новые для него ситуации (2) для разрешения (3) которых (4) нет готовых рецептов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий