суббота, 4 февраля 2017 г.

Задания по литературе. Открытый банк ФИПИ

Прочитайте текст и выполните задания 1-9.
Но Чичиков сказал просто, что подобное предприятие, или негоция, никак не будет несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России, а чрез минуту потом прибавил, что казна получит даже выгоды, ибо получит законные пошлины.
 Так вы полагаете?..
 Я полагаю, что это будет хорошо.
 А, если хорошо, это другое дело: я против этого ничего,  сказал Манилов и совершенно успокоился.
 Теперь остаётся условиться в цене.
 Как в цене?  сказал опять Манилов и остановился.  Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души, которые в некотором роде окончили своё существование? Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя.
Великий упрёк был бы историку предлагаемых событий, если бы он упустил сказать, что удовольствие одолело гостя после таких слов, произнесённых Маниловым. Как он ни был степенен и рассудителен, но тут чуть не произвёл даже скачок по образцу козла, что, как известно, производится только в самых сильных порывах радости. Он поворотился так сильно в креслах, что лопнула шерстяная материя, обтягивавшая подушку; сам Манилов посмотрел на него в некотором недоумении. Побуждённый признательностию, он наговорил тут же столько благодарностей, что тот смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест и наконец уже выразился, что это сущее ничего, что он, точно, хотел бы доказать чем-нибудь сердечное влечение, магнетизм души, а умершие души в некотором роде совершенная дрянь.
 Очень не дрянь,  сказал Чичиков, пожав ему руку. Здесь был испущен очень глубокий вздох. Казалось, он был настроен к сердечным излияниям; не без чувства и выражения произнёс он наконец следующие слова:  Если б вы знали, какую услугу оказали сей, по-видимому, дрянью человеку без племени и роду! Да и действительно, чего не потерпел я? как барка какая-нибудь среди свирепых волн… Каких гонений, каких преследований не испытал, какого горя не вкусил, а за что? за то, что соблюдал правду, что был чист на своей совести, что подавал руку и вдовице беспомощной, и сироте-горемыке!..  Тут даже он отёр платком выкатившуюся слезу.
Манилов был совершенно растроган. Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели молча один другому в глаза, в которых видны были навернувшиеся слёзы. Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать её так горячо, что тот уже не знал, как её выручить. Наконец, выдернувши её потихоньку, он сказал, что не худо бы купчую совершить поскорее и хорошо бы, если бы он сам понаведался в город. Потом взял шляпу и стал откланиваться.
(Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»)


1.В каких произведениях русской классики изображены герои, способные на благородные, бескорыстные поступки, и в чём состоит отличие этих героев от Манилова?
Конец формы
Начало формы
2.Как называется художественный приём, основанный на сопоставлении явлений, предметов («как барка какая-нибудь среди свирепых волн»)?
Конец формы
Начало формы
3.Каково гоголевское определение жанра «Мёртвых душ»?
Конец формы
Начало формы
4.Почему намерение Манилова отдать мёртвые души безвозмездно произвело на Чичикова столь сильное впечатление?
Конец формы
Начало формы
5.К какому роду литературы принадлежат «Мёртвые души» Н.В. Гоголя?
Конец формы
Начало формы
6.Укажите название подробности, придающей повествованию особую выразительность (например, слеза, выкатившаяся у Чичикова).
Конец формы
Начало формы
7.Чичиков посещает, помимо Манилова, других помещиков. Установите соответствие между фамилиями помещиков и особенностями их внешнего облика: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  
ПОМЕЩИКИ

ОСОБЕННОСТИ ОБЛИКА
А) 
Манилов
Б) 
Ноздрёв
В) 
Плюшкин
   
1) 
«Очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами».
2) 
«Показался весьма похожим на средней величины медведя… фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось».
3) 
«Маленькие глазки ещё не потухнули
и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши».
4) 
«Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару».
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Конец формы
Начало формы
8.В приведённом фрагменте между Чичиковым и Маниловым происходит обмен репликами. Как называется данный вид речи?
Конец формы
Начало формы
9.Как называется изображение внутренних переживаний героя, проявляющихся в его поведении? («смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест»)?
Конец формы

Начало формы
Прочитайте текст и выполните задания 10-16
СОРОКОВЫЕ

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И всё на свете понимаю.

Как это было! Как совпало  
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

(Д.С. Самойлов, 1961)

10.Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже),
в которой поэт использует олицетворение.
Конец формы
Начало формы
11.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
  
 1) 
звукопись

  
 2) 
инверсия

  
 3) 
сравнение
  
 4) 
повтор

  
 5) 
гипербола

Конец формы
Начало формы
12.Укажите размер, которым написано стихотворение Д.С. Самойлова «Сороковые» (без указания количества стоп).
Конец формы
Начало формы
13.Укажите приём, предполагающий повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк, к которому прибегает автор в пятом четверостишии.
Конец формы
Начало формы
14.Каким термином обозначается образ человека, который говорит о себе «Я»
в лирическом стихотворении?
Конец формы
Начало формы
15.Как в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые» отображены сила духа
и жизнелюбие военного поколения?
Конец формы
Начало формы
16.Какие произведения отечественных поэтов посвящены Великой Отечественной войне и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Д.С. Самойлова «Сороковые»?
Конец формы
Начало формы
Прочитайте текст и выполните задания 17-26.
Молчалин
Какая свадьба? с кем?

Лиза
А с барышней?

Молчалин
Поди,
Надежды много впереди,
Без свадьбы время проволочим.

Лиза
Что вы, сударь! да мы кого ж
Себе в мужья другого прочим?

Молчалин
Не знаю. А меня так разбирает дрожь,
И при одной я мысли трушу,
Что Павел Афанасьич раз
Когда-нибудь поймает нас,
Разгонит, проклянёт!.. Да что? открыть ли душу?
Я в Софье Павловне не вижу ничего
Завидного. Дай Бог ей век прожить богато,
Любила Чацкого когда-то,
Меня разлюбит, как его.
Мой ангельчик, желал бы вполовину
К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;
Да нет, как ни твержу себе,
Готовлюсь нежным быть, а свижусь  и простыну.

София (в сторону)
Какие низости!

Чацкий (за колонною)
Подлец!

Лиза
И вам не совестно?

Молчалин
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья 
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Лиза
Сказать, сударь, у вас огромная опека!

Молчалин
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека...

Лиза
Который кормит и поит,
А иногда и чином подарит?
Пойдёмте же, довольно толковали.

Молчалин
Пойдём любовь делить плачевной нашей крали.
Дай обниму тебя от сердца полноты.
(Лиза не даётся.)
Зачем она не ты!
(Хочет идти, София не пускает.)

София (почти шёпотом, вся сцена вполголоса)
Нейдите далее, наслушалась я много,
Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.

Молчалин
Как! Софья Павловна...

София
Ни слова, ради Бога,
Молчите, я на всё решусь.

Молчалин (бросается на колена, София отталкивает его)
Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте!..

София
Не помню ничего, не докучайте мне.
Воспоминания! как острый нож оне.

Молчалин (ползает у ног её)
Помилуйте...

София
Не подличайте, встаньте.

(А.С. Грибоедов, «Горе от ума»)


17.Как называется выразительное оценочное определение («плачевной нашей крали», «ужасный человек»)?
Конец формы
Начало формы
18.Укажите жанр произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Конец формы
Начало формы
19.Каким термином обозначается вопрос, не требующий ответа («Да что? открыть ли душу?»)?
Конец формы
Начало формы
20.К какому роду литературы относится произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
Конец формы
Начало формы
21.Каким предстаёт Молчалин в данном фрагменте произведения?
Конец формы
Начало формы
22.В любовный конфликт в «Горе от ума» вовлечено несколько персонажей. Установите соответствие между этими персонажами и их поступками, событиями их жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  
ПЕРСОНАЖИ

ПОСТУПКИ, СОБЫТИЯ ЖИЗНИ
А) 
Чацкий
Б) 
Молчалин
В) 
Лиза
   
1) 
рассказывает о тайном собрании в Английском клубе
2) 
переводит часы в гостиной, заставляет их играть
3) 
встречает на балу старого приятеля
4) 
падает с лошади
23.Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Конец формы
Начало формы
24.В каких произведениях русской литературы герои строят свою жизнь по отцовскому завету и в чём этих героев можно сопоставить с Молчалиным?
Конец формы
Начало формы
25.В приведённом фрагменте раскованное обращение Молчалина с Лизой противопоставлено его готовности унижаться и лицемерить перед Софьей. Каким термином обозначают противопоставление в художественном произведении?
Конец формы
Начало формы
26.Как называется разговор персонажей, обменивающихся репликами?
Конец формы
Начало формы
Прочитайте текст и выполните задания 27- 32.
НОЧНОЙ ДОЖДЬ
 То были капли дождевые,
Летящие из света в тень.
По воле случая впервые
Мы встретились в ненастный день,

И только радуги в тумане
Вокруг неярких фонарей
Поведали тебе заране
О том, что лето миновало,
Что жизнь тревожна и светла,
И как ты ни жила, но мало,
Так мало на земле жила.
Как слёзы, капли дождевые
Светились на лице твоём,
А я ещё не знал, какие
Безумства мы переживём.
Я голос твой далёкий слышу,
Друг другу нам нельзя помочь,
И дождь всю ночь стучит о крышу,
Как и тогда стучал всю ночь.
  (А.А. Тарковский, 19411962)
Как называется созвучие концов строк в стихотворении (дождевые  впервыев тень  день)?
Конец формы
Начало формы
27.Определите размер стихотворения А.А. Тарковского (без указания количества стоп).
Конец формы
Начало формы
28.Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя?
Конец формы
Начало формы
29.В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Тарковского?
Конец формы
Начало формы
30.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
  
 1) 
гипербола
  
 2) 
звукопись
  
 3) 
повтор
  
 4) 
анафора
  
 5) 
инверсия

Конец формы
Начало формы
31.Каким термином обозначается образ человека, который говорит о себе «Я»
в лирическом стихотворении?
Конец формы
Начало формы
32.Укажите приём одушевления неживого, к которому автор прибегает
в строках:
И только радуги в тумане
Вокруг неярких фонарей
Поведали тебе заране
О близости любви моей…
Конец формы
Начало формы
33.Как называется образное определение предмета (явления), используемое в «Слове о полку Игореве» и связанное с традициями устного народного творчества: «Тогда вступил Игорь князь во злат стремень и поехал по чистому полю..»?
Прочитайте текст и выполните задания 34 -38.
 …Гзак бежит серым волком,
 Кончак ему путь указывает к Дону великому…
 На другой день спозаранок
 кровавые зори свет возвещают,
 Черные тучи с моря идут,
 Хотят прикрыть четыре солнца,
 А в тучах трепещут синие молнии.
 Быть грому великому!
 Идти дождю стрелами с Дону великого!
 Тут копьям приломиться,
 Тут саблям  побиться
 О шеломы половецкие
                 На реке на Каяле,
                 У Дона великого!
 …О Русская земля! ты уже за холмом!
 Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами
                   На храбрые полки Игоревы!
 Земля гудит,
 Реки мутно текут,
 Пыль поля покрывает,
 Стяги глаголют:
 Половцы идут от Дона, и от моря,
 И со всех сторон русские полки обступили.
 Дети бесовы кликом поля перегородили,
 А храбрые русичи перегородили червлеными щитами.
 Ярый тур Всеволод!
 Стоишь ты в бою,
 Сыплешь на воинов стрелами,
 Гремишь о шлемы мечом булатным!
 Куда ты, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая,
 Там лежат поганые головы половецкие.
 Рассечены саблями калеными шеломы аварские тобою,
 Ярый тур Всеволод!
 («Слово о полку Игореве»)
34.Как называется описание природы, при помощи которого автор «Слова о полку Игореве» создает художественный образ Русской земли: «Кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут…», «Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает…»?
Конец формы
Начало формы
35.Назовите художественный прием, позволивший автору «Слова о полку Игореве» наделять явления природы или неодушевленные предметы чертами живых существ: «тучи идут», «стяги глаголют» и т.д.
Конец формы
Начало формы
36.Укажите название средства художественной изобразительности, которое  использует автор «Слова о полку Игореве», уподобляя половецкого хана Гзака зверю: «Гзак бежит серым волком…».
Конец формы
Начало формы
37.Как называется средство художественной изобразительности, которое используется в стилистике фольклорных произведений, а также в «Слове о полку Игореве»: «сабли каленые», «мечи булатные»?
Конец формы
Начало формы
38.Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы ХХ века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?
Конец формы


Комментариев нет:

Отправить комментарий