понедельник, 21 марта 2016 г.

Задание на 22-24 марта. ФИПИ

Прочитайте текст, выполните 1-2 задания.
(1)Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». (2)Но что может значить это определение? (3)Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4)Ограничено и человечество в целом.
(5)Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6)Вот его ограниченность. (7)Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8)Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10)Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11)Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12)И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.
(13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи... (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления. (17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.
(18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21)Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22)То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы... (23)Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?
(24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.
(По В. Солоухину)

1.Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Среди предложений 2 – 12 найдите предложения с обособленным согласованным определением. Напишите номера всех этих предложений.
2.Среди предложений 13 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным цели. Напишите номер этого сложного предложения.
Прочитайте текст, выполните 3-6 задания.
(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов…
(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.
(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.  
(По Д. Гранину)

3.Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

4.Среди предложений 13 – 19 найдите предложения с обособленным распространённым определением. Напишите номера этих предложений.

5.Среди предложений 1 – 12 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого сложного предложения.

6.Среди предложений 5 – 11 найдите сложное, в состав которого входят односоставные безличные предложения. Напишите номер этого сложного предложения.

Прочитайте текст, выполните 7-9 задания.
(1)Имя собственное «принадлежит себе», потому что в древнерусском языке собь(себе) – это собственность (отсюда, между прочим, и слово «свобода»). (2)Чужое имя – другая судьба. (3)Язычники тщательно подбирали имя наследнику: не случилось бы чего плохого.
(4)Имя человека – имя собственное, оно показывает, каков человек есть и каким его хотят видеть.
(5)История же такова. (6)В древности личных имён накапливалось у каждого человека достаточно. (7)Родился вторым в семье – Другой, неповоротлив и вял – Леной (ленивый), родитель верит в твою славу – Ярослав, поп окрестил – Пётр… и так далее, в зависимости от судьбы, от того, как сложится жизнь. (8)Одна дочь – Румяна, другая – Беляна, хороша и та, и другая… (9)Именем личным могло стать также любое слово – если оно относилось к конкретному человеку.
(10)Мы сказали бы: не именем, а прозвищем. (11)Смысл слова прозвище ясен: про – зов – ище. (12)Корень -зов- тот же, что в словах звать, и зов, и призыв. (13)Зовом призывают человека, зовут его. (14)Важнее приставка про-. (15)Про- – это то, что будет, что находится «перед» чем-то. (16)Про- всегда в движении. (17)Это то, чего ещё нужно достичь. (18)Следовательно, прозвище – то, что дают впрок, на всякий случай, чтобы не только звать человека, но и призвать на него все добрые силы. (19)Потому имена давались хорошие, светлые, добрые.
(20)Потом появилось отчество. (21)Слово то же, что и отечество. (22)Старое слово дало две формы, и каждая рачительно использована. (23)У одной остались оба гласных, эта форма стала обозначать место рождения – отечество. (24)У другой формы в разговорной речи остался только один прежний краткий гласный: отчество.(25)Отчество от имени отличается, посредством отчества человек показан прилагатель­ным, которое как бы прилагается к человеку, ему полагается по статусу, выделяя в принадлежности не его самого, а весь его род. (26)В именовании отчеством признание общественных заслуг всего рода. (27)Отчество есть «имя по отечеству», по отцу, семейное имя.
(28)Насколько хорош и удобен в общении русский обычай называть человека не только по имени, но и по отчеству? (29)Сохранять ли отчество при личном имени – это вопрос о ценностях национальной традиции.
(30)Обращение к человеку по отчеству связано с обычаем наследования по отцовской линии. (31)Начиная с Древней Руси по отчеству называли стольных князей, затем и удельных, мелких, позже – бояр, ещё позже – именитых купцов. (32)Деловые люди, купцы, при Петре получившие право «называться по отечеству», целовали руки своего императора за неизбывную честь, включившую их в ряды «новых русских» ХVIII века.
(33)Отчество – по отцу, фамилия – по роду, и только личное имя всегда твоё, с ним ты личность, и чего заслужишь, так тебя и нарекут: Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванька, Ванёк – ведь это всё разные имена.
(34)Сегодня мы во многом подражаем деловитым американцам. (35)Даже вместо русских слов частенько подставляем соответствующие английские. (36)Так и с именем. (37)У них Боб, Джек, Джон и даже президент всего лишь Билли – и у нас похожее. (38)Говорят, например, Влад, и тогда не ясно, кто есть этот Влад: Владислав, Владимир или ещё кто?
(39)Не имя, конечно, создаёт личность. (40)Хотя и имя – не последнее дело, обычно оно вскрывает некоторую сущность человека. (41)Я убеждён в этом.
(По В.В. Колесову)

7.Среди предложений 10 – 19 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

8.Среди предложений 28 – 33 найдите предложение, в котором есть обособленные распространённые определения. Напишите номер этого предложения.

9.Среди предложений 33 – 40 найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номера этих сложных предложений.

10.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1)всхлипыва..шь, расклан..вшийся
2)вытян..шься, сломл..нный
3)верт..шь, преодолева..мый
4)руб..шь, поставл..нный

11.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква  Н?
В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей скрытой от обычных людей исти(1)ы, доступной только внутре(2)ему взору человека, его возвыше(3)ой природе.
1)1
2)1, 2
3)3
4)2, 3

12.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)ра..брасывать, во..местить, не..добровать
2)по..пустить, о..бросить, на..треснутый
3)непр..годный, пр..брежный, пр..давать (значение)
4)супер..гра,  пред..юньский, раз..скать

13.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)сх..матический, к..мпонент, предл..гается
2)обн..вленный, сост..вление, проб..раться
3)сист..матизация, ф..рмулировка, ум..лчать
4)обог..щение, сл..гаемое, д..льнейшая

14.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1)Вводное слово грамматически (не) связано с другими словами в предложении.
2)Речка была (не) широкой и мелкой.
3)(Не) годуя, Валентин вышел из кабинета.
4)(Не) варёные овощи и фрукты намного полезнее, чем варёные.

15.В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена
буква И?
А.
обид..вшись
Б.
неряшл..вый
В.
откле..ть
Г.
сирен..ватый
1)А, Б, Г     
2)Б, В
3)В, Г
4)А, В, Г

16.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1)По колеям ещё стояла (не) впитанная почвой дождевая вода.
2)Почти (не) слышное журчание воды привлекло Лизу.
3)В следующем году И.С. Тургенев пишет рассказ о (не) состоявшейся любви.
4)Солнце палит – дышать уже (не) чем.

17.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1)дыш..шь, обид..вший
2)пол..шь, вид..мый
3)реж..шь, прикле..вший
4)дремл..шь, приемл..мый

18.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1)(Не)дождавшиеся ужина путешественники легли спать.
2)Работать пришлось в (не)исследованной местности.
3)Пришлось подписать (не)выгодный контракт.
4)Семён Ростиславович казался (не)довольным.

19.В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена
буква И?
А.
вздраг..вать
Б.
размеж..ваться
В.
вити..ватый
Г.
кокетл..во
1)А, Г
2)Б, В
3)А, Б, Г
4)А, В, Г

20.В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена
буква Е?
А.
подстра..вался  
Б.
забывч..вость  
В.
почу..л
Г.
сирен..вый
1)А, Б     
2)А, Г     
3)В, Г   
4)Г

21.В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена
буква И?
А.
перестра..ваясь
Б.
удушл..вый
В.
раскашл..ться
Г.
никел..вый
1)А, Б, Г
2)А, Б
3)В, Г
4)А, В

22.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)под..язычный, суб..ект, меж..ярусный
2)ра..хваленный, бе..фамильный, ра..бить
3)пр..падать (к земле), пр..внести, пр..ломить
4)небез..звестный, контр..гра, с..ронизировать


Комментариев нет:

Отправить комментарий