вторник, 1 марта 2016 г.

Открытый банк заданий ФИПИ. На 8-10 марта

1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
По словам французского писателя Проспера Мериме (1) русский язык, богатый, живой и звучный, наделён способностью к передаче тончайших оттенков мысли и чувства и отличается (2) кроме того (3) гибкостью ударений и разнообразием звукоподражаний.
1)1
2)2, 3
3)1, 3
4)1, 2, 3

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.
2)Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения.
3)Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.
4)Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.
2)Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.
3)Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.
4)В лукавом и озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Старцев избегал разговоров (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он садился (4) и ел молча.
1)1, 2, 3
2)1, 3
3)3
4)1, 2, 4

5.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Звуки скрипки изредка раздавались в сумраке ночи ( ) и постепенно растворялись в шуме прибоя.
1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2)Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3)Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

6. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Среди всех искусств на первое место Леонардо да Винчи ставит живопись: именно живопись, по его мнению, является «властелином всякого рода людей и мерой всех вещей».
1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.
3)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
День угасал ( ) и стала быстро надвигаться вечерняя темнота.
1)Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3)Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Хлебопашество сближает человека с природой, привязывает его к земле и (1) следовательно (2) к родине. Хлебопашество (3) конечно (4) закаляет характер, а ещё сохраняет здоровье, даёт тихие радости.
1)1, 2, 3, 4
2)1, 2
3)3, 4
4)1, 3

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы ХХ   века   (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».
1)1, 2, 3
2)2
3)3
4)1, 2, 3, 4

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Елена не успела уйти со сцены с другими актёрами (1) и (2) когда занавес распахнулся (3) шумящая волна зала (4) накрыла её.
1)1, 3
2)2, 3
3)1, 2, 4
4)1, 2, 3

Прочитайте текст, выполните упражнение.
 (1)… (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы привести к его гибели. (6)… адаптация играет очень важную роль в жизнедеятельности организмов.

11.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1)Существуют различные фармакологические препараты, которые способствуют адаптации.
2)Рациональное питание обеспечивает нормальный обмен веществ, что повышает уровень адаптации.
3)Приспособленность к определённым условиям внешней среды – важнейшее условие выживания живого организма.
4)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.

12. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1)Сначала
2)Следовательно,
3)Однако
4)Впрочем,

13.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Потеряв к концу XVII века значение оборонительного сооружения,
1)Земляной вал стал таможенной границей Москвы.
2)на Земляном валу возникли таможенные заставы.
3)Земляной вал сделали таможенной границей Москвы.
4)в воротах Земляного вала стали собирать таможенные пошлины.

14. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выдвинув какую-либо гипотезу,
1)нужно подтвердить её расчётами или данными эксперимента.
2)её надёжность нуждается в проверке.
3)из неё часто делаются поспешные выводы.
4)проводится лабораторный эксперимент.

15. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Покачиваясь в лодке,
1)мимо меня проплывали берега.
2)мне видны были облака.
3)я любовался берегами реки.
4)у меня было прекрасное настроение.

16. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Сделавшись 50 – 100 тысяч лет назад творцом, художником,
1)у первобытного человека изменилось сознание.
2)начинается преобразование человека.
3)человек остаётся им и по сей день.
4)возможно, вначале человеком двигали только практические цели.

17.В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов одного или нескольких. С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.
1)Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.
2)Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.
3)Сделанные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.
4)Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.

18. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Наука не только устанавливает границы возможного, но и безжалостно отделяет догадки, пусть даже правдоподобные, от доказанных утверждений. Если бы не это ограничительное правило, наука потонула бы в море суеверий и шатких предположений. Отделяя правдоподобное от доказанного, наука выясняет, какие утверждения требуют дальнейших исследований.
1)Если бы не ограничительное правило, наука потонула бы в море суеверий и шатких предположений.
2)Наука отсекает догадки и выявляет доказанные утверждения, требующие дальнейших исследований.
3)Чтобы установить границы невозможного, наука безжалостно отбрасывает догадки, пусть даже правдоподобные.
4)Назначение науки – установить границы возможного и выяснить, какие утверждения неправдоподобны.

19. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Благодаря космическим наблюдениям были обнаружены грандиозные срединно-океанические хребты. По оси хребтов часто идут ущелья – рифтовые долины, кое-где выходящие из океанов на сушу, где эти разломы были давно известны геологам и задали им много загадок. Когда же были обнаружены срединно-океанические хребты, удалось выявить мировую рифтовую систему.
1)Космические наблюдения срединно-океанических хребтов выявили мировую систему рифтовых долин – ущелий, идущих по оси этих хребтов.
2)По оси хребтов часто идут разломы, давно известные геологам.
3)Благодаря космическим наблюдениям были обнаружены рифтовые долины.
4)Рифтовые долины, выходящие на сушу, были давно известны не только геологам, но и океанологам, обнаружившим срединно-океанические хребты.
20.В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Наполеон очень любил читать, что было довольно необычно для военного. В каждой резиденции у него имелась библиотека, составленная из одних и тех же книг, и поэтому император мог продолжать чтение любой книги, переехав с места на место. Он пристрастился к чтению ещё в детстве, в военном училище: отношения со сверстниками у него не сложились, и книги позволяли забыть об одиночестве и житейских неприятностях.

1)Наполеон часто проводил время за книгами в одной из своих резиденций.
2)В каждой резиденции у Наполеона имелась библиотека, составленная из разных книг.
3)Наполеон с детства пристрастился к чтению, заменявшему ему общение со сверстниками, поэтому в каждой резиденции император имел одинаковую библиотеку.
4)Наполеон любил читать одни и те же книги, из которых были составлены все его библиотеки.


Комментариев нет:

Отправить комментарий