вторник, 1 марта 2016 г.

Готовимся к административной работе за 3 четверть

Пунктуация
1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Я (1) помнится (2) видел однажды вечером на берегу моря большую белую чайку. Я вспомнил о ней, слушая Якова: он пел, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участием; песнь (3) как будто (4) росла, разливалась.
1)1, 2, 3, 4
2)1, 2
3)3, 4
4)1, 3

2.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Несколько лет подряд я проводил летние месяцы вдали от наполненного суетой и грохотом (1) города, в тихой деревушке (2) затерявшейся (3) среди густого соснового леса (4) издававшего крепкий смолистый аромат.
1)1, 4
2)2, 3
3)2, 4
4)1, 2, 3, 4

3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Привлекает внимание каменная стенка (1) у подножия (2) которой (3) цветут дельфиниум и шалфей.
1)1
2)2
3)1, 3
4)2, 3

4.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Прибрежные горы прикрывают долины от холодных морских ветров ( ) и деревья здесь высокие и прямые.
1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2)Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
3)Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

5.Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
40 – 50-е годы XIX столетия в России были отмечены активизацией деловой жизни: страна переживала период интенсивного развития капитализма.
1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2)Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат того, о чём говорится в первой части.
4)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

6.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Высокая трава (1) клонившаяся к земле (2) мягко обвиваясь (3) около колес(4) оставляла свои семена на мокрых спицах.
1)1, 4
2)1, 3
3)2, 3
4)1, 2, 4

7.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Третьяковская галерея (1) как известно (2) называется по имени Павла Михайловича Третьякова – купца, своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.
1)1, 2, 3, 4
2)1, 2
3)3, 4
4)1, 3

8.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Определение всех минералов начинается с установления их окраски ( ) и минералоги, ювелиры, гранильщики и камнерезы должны учиться улавливать и понимать цветовые оттенки.
1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2)Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3)Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

9.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Птиц не было слышно (1) потому что они не поют в часы зноя (2) и в застывшем лесу (3) стояла тишина.
1)1
2)2
3)1, 2
4)1, 2, 3

10.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Более всего П.И. Чайковского вдохновляла поэзия А.С. Пушкина (1) по произведениям (2) которого (3) он создал лучшие свои оперы.
1)1
2)2
3)1, 3
4)2, 3

11.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Стало трудно ходить по дорожкам сада: приходилось идти по листьям, как по настоящему ковру.
1)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.
3)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится в первой части.
4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.

Морфология

1.Из  данных предложений выпишите все частицы.
И их реплики после кон­церта – «клёво!» – не меньшая награда, чем громкие аплоди­сменты или напряжённая, сознательная тишина во время выступле­ний. Надо только сделать так, чтобы этот «птичий» подростковый сленг переплавился в их сознании в прекрасную русскую речь. (14)А что говорить о великой классической музыке, которая без слов – напрямую – испокон веку воздействовала на чувства людей!


Синтаксис
1. Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая подробности всего происшедшего.

2.Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1)… (2)Морская мышь является весьма симпатичным червём размером в несколько сантиметров. (3)Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков, которые переливаются всеми цветами радуги. (4)Игра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп, становится отчётливо видно их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. (5)Эта структура отличается удивительной упорядоченностью, а линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света. (6)… можно с уверенностью утверждать, что в волосках морской мыши имеется двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно, отражается только красная составляющая, если же свет падает наклонно, то волосок отражает (в зависимости от угла) то жёлтый, то зелёный, то синий цвета, и глазу он предстаёт поочерёдно во всех цветах радуги.
1)морская мышь является (предложение 2)
2)тело покрыто бахромой (предложение 3)
3)переливаются (предложение 3)
4)поместить (предложение 4)

3. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста (см. выше).
1)сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
2)сложносочинённое
3)сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
4)сложноподчинённое

4. Среди предложений 21–29 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих простых предложений.
 (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.
(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… 

5. Среди предложений 32–42 найдите предложение с необособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем  близко,  под  самым  носом,  шагах  в  двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.
– (37)Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад...

6. Из предложений 16–18 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
16)Лето ведь – мясо испортится!
– (17)Мне  не  мясо,  мне  рога  нужны, я  из  них  лекарство  сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.

6. Среди предложений 24–31 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. Напишите номера этих сложных предложений.
(24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.
(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… (30)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.

7. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
(1)… (2)Действительно, диапазон его интересов огромен и отнюдь не исчерпывается профессиональными занятия­ми живописью и механикой. (3)Так, он изучал строе­ние человеческого тела и занимался ана­томированием; оставил подробные рисунки мышц, костей и внутренних органов; впервые исследовал и описал клапан правого желудоч­ка сердца. (4)Его ботанические зарисовки могут служить иллюстрация­ми к учебникам. (5)Кроме того, Леонардо был знаком с действием вогнутых зеркал и линз и, возможно, планировал постро­ить обсерваторию, записав: «Сделай стёкла, чтобы смотреть на полную Луну». (6)… роль Леонардо в истории науки огромна, он явился непосредственным предшественником Галилея, Декарта и других учёных Нового времени.
1)оставил рисунки (предложение 3)
2)зарисовки могут служить иллюстрациями (предложение 4)
3)Леонардо был (и) планировал (предложение 5)
4)Леонардо явился (предложение 6)

8. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста (см. выше).
1)сложное бессоюзное
2)сложносочинённое
3)сложноподчинённое
4)простое осложнённое

9. Среди предложений 14 – 20 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого простого предложения.
(14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления. (17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.
(18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. 
Орфография
1.В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена
буква И?
А.
подразум..вать
Б.
алюмини..вый
В.
раскра..вать
Г.
милост..вый
1)А, Б, Г
2)А, Б, В
3)А, В, Г
4)В, Г

2. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1)Нужная книга (не)прочитана.
2)Клементьев ушёл, (не)ответив на наши вопросы.
3)Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает.
4)(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.

3. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А.
изменч..вый
Б.
заноч..вать
В.
кварц..вый
Г.
повизг..вая
1)А, Б, Г
2)А, Б, В
3)В, Г
4)А, Г

4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1)пр..следовать, пр..клонный, пр..винтить
2)бе..крайний, ни..падающий, и..чéрпать
3)под..тожить, об..скать, по..ск
4)не..хватный, пр..молчать, р..зместить

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Славное место эта долина: со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, которые обвеша(1)ы зелёным плющом и увенча(2)ы купами чинар, жёлтые обрывы, исчерче(3)ые промоинами, высоко-высоко – золотая бахрома облаков, а внизу – Арагва.
1)1
2)1, 2
3)2, 3
4)1, 2, 3

6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)
2)ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание
3)фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный
4)ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность

7. В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена
буква Е?
А.
неуживч..вый
Б.
передёрг..вая
В.
фланел..вый
Г.
откле..вшись
1)А, Б, Г
2)А, Б, В
3)В
4)В, Г

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Хрупкий точё(1)ый силуэт изображённой на картине девушки особе(2)о выделяется на фоне белё(3)ой стены, по которой бегут перламутровые тени.
1)1
2)2, 3
3)3
4)1, 3

9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)ра..бросать, и..пуганный, в..пугнуть
2)пр..следовать, пр..милый, пр..поднести
3)с..еденный, сер..ёзный, об..ективный
4)пр..явить, п..иск, нен..рушаемый

10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А.
усидч..вый
Б.
отстёг..вавший
В.
щегол..ватый
Г.
прислуш..ваться
1)А, Б, Г
2)А, Б, В
3)В, Г
4)А, В, Г
Речь
(1)… (2)Концерн – это крупная финансово-промышленная компания, которая объединяет банки, страховые компании, торговые дома, инвестиционные фонды. (3)… в концерн входят разнопрофильные мелкие и крупные предприятия. (4)Концерн объединяет интересы всех входящих в него предприятий, оказывает помощь своим членам в реализации особо сложных проектов, в установлении новых деловых связей, в производстве новой продукции. (5)Каждая фирма представляет на президентский совет концерна свой проект и после его одобрения начинает реализацию этого проекта. (6)Руководство концерна прекрасно понимает, что для осуществления программ нужны высококвалифицированные специалисты, способные работать в условиях рыночной экономики, поэтому с помощью концерна организован международный экономический колледж.

1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1)Грамотное ведение хозяйства позволяет уменьшить накладные расходы фирмы.
2)Какова организационная структура концерна?
3)Высшим органом управления предприятия является общее собрание акционеров.
4)К инфраструктуре относятся подразделения предприятия, отвечающие за деятельность, связанную с коммерциализацией научно-технологической и другой продукции.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении?
1)Напротив,
2)Кроме того,
3)Ведь
4)Исключительно

(1)… (2)В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате. (3)Точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. (4)На основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения света: в прозрачной однородной среде свет распространя­ется по прямым линиям. (5)Собственно, само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. (6)… желая проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом.

1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1)Учёные фиксировали данные своих наблюдений.
2)Ещё в глубокой древности люди установили, что в воздухе свет распространяется по прямой линии.
3)Представление о прямолинейных световых лучах используется в инструментальной оптике для конструирования оптических приборов.
4)Закон преломления света был экспериментально установлен голландским ученым В. Снеллиусом в 1621 году.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1)Однако,
2)Вопреки этому,
3)Так или иначе,
4)Лишь

(1)… (2)Морская мышь является весьма симпатичным червём размером в несколько сантиметров. (3)Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков, которые переливаются всеми цветами радуги. (4)Игра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп, становится отчётливо видно их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. (5)Эта структура отличается удивительной упорядоченностью, а линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света. (6)… можно с уверенностью утверждать, что в волосках морской мыши имеется двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно, отражается только красная составляющая, если же свет падает наклонно, то волосок отражает (в зависимости от угла) то жёлтый, то зелёный, то синий цвета, и глазу он предстаёт поочерёдно во всех цветах радуги.

1.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1)К счастью,
2)Поэтому
3)Потому что
4)Чтобы

2. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1)Некоторые виды млекопитающих, в основном мышевидные грызуны, питаются хлебными злаками.
2)В конце XX века учёные обнаружили, что ворсинки их меха являются даже не одномерным, а полноценным двумерным фотонным кристаллом.
3) Большой интерес представляют так называемые морские мыши, обитающие на глубине нескольких километров в пучине южных морей.
4)Многие виды млекопитающих имеют ценный мех и служат важными объектами промысла.

(1)… (2)Действительно, диапазон его интересов огромен и отнюдь не исчерпывается профессиональными занятия­ми живописью и механикой. (3)Так, он изучал строе­ние человеческого тела и занимался ана­томированием; оставил подробные рисунки мышц, костей и внутренних органов; впервые исследовал и описал клапан правого желудоч­ка сердца. (4)Его ботанические зарисовки могут служить иллюстрация­ми к учебникам. (5)Кроме того, Леонардо был знаком с действием вогнутых зеркал и линз и, возможно, планировал постро­ить обсерваторию, записав: «Сделай стёкла, чтобы смотреть на полную Луну». (6)… роль Леонардо в истории науки огромна, он явился непосредственным предшественником Галилея, Декарта и других учёных Нового времени.

1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1)Этические и эстетические принципы разных художников являются предметом изучения искусствоведов.
2)Леонардо да Винчи умер во Франции, лишённый покровительства высоких особ, в бедности и одиночестве.
3)Традиционно считается, что нет никакой достоверности в том, что не имеет связи с математикой.
4)Леонардо да Винчи был человеком Возрож­дения в самом полном смысле этого слова, человеком, стремящимся познать всё.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1)Несмотря на это
2)Словом
3)Наоборот
4)Видимо

Языковые нормы
1.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Работая на кораблестроительных верфях Голландии,
1)одной из задач Петра I было овладеть чертёжным искусством.
2)Пётр I овладел чертёжным искусством.
3)там Петра I обучили чертёжному искусству.
4)Петру I легко далось чертёжное искусство.

2.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Расположившись на земляной насыпи,
1)зрителям был виден весь стадион.
2)игры проходили под одобрительные или возмущённые крики зрителей.
3)у зрителей был прекрасный обзор всего поля.
4)можно было наблюдать за ходом соревнований.

3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Анализируя стихотворный текст,
1)мной был неверно определён размер.
2)помните об особенностях поэтической речи.
3)у нас завязался спор.
4)учениками часто не учитывается ритм.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Обнаружив в хижинах островитян деревянные таблички,
1)это вызвало большую радость учёных-археологов.
2)португальский учёный внимательно изучил изображённые на них иероглифы.
3)оказалось, что никто не может прочитать этот текст.
4)открытие привлекло учёных на остров Пасхи.

5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выйдя за околицу,
1)перед моим взором предстал лес.
2)мне открылся прекрасный вид.
3)я увидел осенний лес.
4)у меня от восхищения сильнее забилось сердце.

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Увлёкшись спором,
1)не теряйте контроль над собой.
2)часто забываются все правила ведения диспута.
3)время пролетело незаметно.
4)дискуссия скоро перешла в настоящий бой.

7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Услышав длинный гудок,
1)только после этого можно набрать номер.
2)наберите номер абонента.
3)набирается номер абонента.
4)значит, линия свободна.

8. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Адресуя свою книгу детям,
1)автором описываются сложные явления простым языком.
2)она написана живым и образным языком.
3)учёный сумел занимательно рассказать о сложных явлениях.
4)главной целью учёного было воспитать думающее молодое поколение.

9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Осуществляя запуск искусственных спутников,
1)расширились возможности радио- и телевещания, а также телефонной связи.
2)ставилась не только научная цель.
3)это привело к развитию новых технологий.
4)можно получить важную научную информацию.



Комментариев нет:

Отправить комментарий