вторник, 22 марта 2016 г.

Задание на 24-31 марта. ФИПИ

Прочитайте текст и выполните 1-3 задания.
(1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. (2)То же происходит и с языком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит. (5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» – мы говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».(10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. (12)А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю. (15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. (16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо. (18)В Думе несколько лет обсуждался «3акон о русском языке». (19)Закон, конечно же, нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. (21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки. (24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация. (30)И молодёжь начинает им подражать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.(33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. (34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (35)Он приспосабливается к потребностям общества. (36)Если в нашем обществе сегодня существует потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37)Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. (38)За что его ругать? (39)Он отражает состояние общества. (40)Так что не язык надо сейчас исправлять.
(По В. Костомарову)
1.Среди предложений 1 – 10 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

2.Среди предложений 2 – 11 найдите сложные, в состав которых входят односоставные безличные предложения. Напишите номера этих сложных предложений.

3.Из предложений 33 – 35 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Прочитайте текст и выполните 4-7 задания.
(1)Наукой заниматься трудно. (2)Это хорошо знает тот, кто посвятил ей жизнь. (3)Научное призва­ние всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку учёный взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан про­являть поистине изощрённое терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно переживаемой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой во имя достижения ясности. (4)Научная мысль примеча­тельна тем, что она является одним из организующих начал человечес­кой психики и что она направлена на сохранение, постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. (5)Именно поэтому она предполагает смелость, по­стоянство, упорство, что и придаёт будничному труду учёного подлинный драматизм.
(6)Наукой заниматься не только трудно. (7)Наукой заниматься необходимо. (8)Исследовательская деятельность – мудрый педагог – воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. (9)По-моему, чем больше людей получают навыки исследования, тем лучше обществу. (10)При помощи ума человек мо­жет не только познать мир, но может своей волей изме­нять среду обитания, создавать новое качество, не существовавшее до того в природе.
(11)Наукой заниматься не только необходимо. (12)Наукой заниматься […]. (13)Во-первых, потому, что преодолённая трудность приносит малень­кое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повто­рить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы. (14)Во-вторых, потому, что исследователь­ская деятельность придаёт смысл повседневности. (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноруч­но выполняемой работы.
(16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для на­шей любви, наших чувств. (17)«Почему вы всю жизнь занимаетесь червя­ми?» – спросили одного учёного. (18)«Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», – ответил он. (19)Давно прозвучали эти слова, и вот недавно в одном из городков Австралии открыли… Музей червей, там посетителям предлагают по­чувствовать себя в роли червяка, проползти по лабиринту, побыть «внутри» червяка. (20)Вы хотели бы посетить этот музей? (21)Хотели бы сводить туда своих детей? (22)Вы гордились бы этим музе­ем, если бы он был в вашем городе, рассказывали бы о нём своим гостям? (23)А вы подумайте, ведь началось всё с любви исследователей-одиночек к сво­им предметам исследования.
(24)Труд и любовь. (25)Труд и удовольствие. (26)Труд и радость от труда, сразу же – радость, не тогда, когда плоды и результаты, а радость до вызрева­ния плодов, в трепетном ожидании их и выращивании.
(27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над голо­вой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой. (28)Обида на товарища, сказавшего не то или не так, критика со стороны начальства, скандал в семье, непонят­ное недомогание – любой негативный фактор теряет силу, как только мы погружаемся в мир собственных исследований. (29)Даже самый ис­кусный мозг не способен одновременно классифицировать накоплен­ный материал и накопленные неприятности. (30)В этом плане наука це­лебна для здоровья. (31)Наука помогает пережить даже беду, поскольку, хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим сознанием.
(По В. Харченко)

4.Среди предложений 4 – 10 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

5.Среди предложений 18 – 23 найдите сложное, частью которого является(-ются) односоставное(-ые) неопределённо-личное(-ые) предложение(-я). Напишите номер этого сложного предложения.

6.Среди предложений 2 – 10 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого сложного предложения.

7.Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЖЕЛАНИЕ ПОВТОРИТЬ (предложение 13).

Прочитайте текст и выполните 8-9 задания.
(1)… (2)Оно появилось ещё в XVIII веке. (3)Первые аудиторы занимались делами, связанными с имущественными спорами в армии. (4)… серьёзного развития в России аудиторское дело не получило, хотя в разные годы предпринимались попытки создания системы образования аудиторов и сдачи ими специальных экзаменов. (5)Сегодня в России существует уже много аудиторских фирм и создаётся система независимого аудиторского контроля, а также решаются вопросы подготовки квалифицированных специалистов-аудиторов и лицензирования их деятельности. (6)Кроме того, принят закон, который регламентирует обязанности, права и ответственность аудиторов.

8.Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1)который регламентирует (предложение 6)
2)существует (и) создаётся система (предложение 5)
3)существует много (предложение 5)
4)предпринимались системы (предложение 4)

9.Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
1)сложносочинённое, состоящее из трёх частей
2)сложноподчинённое, состоящее из двух частей
3)простое осложнённое
4)сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

Прочитайте текст и выполните 10-11 задания.
(1)… (2)Наиболее активен этот процесс в горах и на плоскогорьях в жарком и влажном климате. (3)Высокие горы энергично разрушаются внешними силами Земли: ветром, водой, суточными и сезонными колебаниями температуры и движущимися ледниками. (4)В результате образуется огромная масса обломков, которая постепенно перемещается по планете в направлении наиболее низких её участков. (5)При общем движении наиболее прочные, тяжёлые и инертные частицы накапливаются в низинах и излучинах рек. (6)… образуются россыпи золота, платины, олова, алмазов и вольфрама.

10.Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1)высокие горы (предложение 3)
2)горы разрушаются (предложение 3)
3)разрушаются силами (предложение 3)
4)масса перемещается (предложение 4)

11.Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
1)простое осложнённое
2)сложносочинённое
3)сложноподчинённое
4)сложное бессоюзное

Прочитайте текст и выполните 12-13 задания.
(1)… (2)Их значительно больше, чем растений. (3)А вместе растения и животные образуют генетический фонд планеты, который нуждается в защите от оскудения. (4)Например, с 1600 по 1995 г. на Земле исчезло уже более 600 видов животных, под угрозой уничтожения находится ещё 
35 тыс. видов (не считая беспозвоночных). (5)Особенно сильное давление испытывает животный мир Европы, где на грани уничтожения находятся многие виды млекопитающих, от 30 до 50% всех видов птиц. (6)… важнейшими задачами современности являются сохранение биологического разнообразия, предотвращение «эрозии» генофонда.

12.Какое слово или сочетание слов не является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1)больше (предложение 2)
2)фонд нуждается (предложение 3)
3)который нуждается (предложение 3)
4)задачей является сохранение, предотвращение (предложение 6)

13.Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
1)простое осложнённое
2)сложное бессоюзное
3)сложноподчинённое
4)сложносочинённое

Прочитайте текст и выполните 14-17 задания.
(1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе. (2)Кому-то объявляли выговоры за хулиганство, кого-то оставляли на второй год, кто-то доводил педагогов до обморочного состояния своими умопомрачительными причёсками… (3)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.
(4)Но больше всего беспокоит реакция подростков. (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции. (6)Они-то всё принимают за чистую монету. (7)Они далеко не всегда понимают, что рассказы о «безбашенном» детстве, когда будущая «звезда» поражала всех окружающих своим экзотическим своеобразием, – это всего лишь сценическая легенда, что-то вроде концертного костюма, который отличает артиста от обычного человека. (8)Подросток не просто воспринимает информацию, он её активным образом преобразовывает. (9)Эта информация становится основой для его жизненной программы, для выработки путей и способов достижения цели. (10)Вот почему человек, который что-то вещает на многомиллионную аудиторию, должен обладать высоким чувством ответственности.
(11)На самом ли деле он выражает свои мысли или бессознательно продолжает сценическую игру и говорит то, чего от него ждут поклонники? (12)Посмотрите: я «свой», такой же, как все. (13)Отсюда и иронично-снисходительное отношение к образованности, и кокетливое ёрничанье: «Ученье – свет, а неученье – приятный полумрак», и надменное самолюбование. (14)Но вот передача закончилась. (15)Что осталось в душе тех, кто слушал артиста? (16)Какие семена он посеял в доверчивых сердцах? (17)Кого он сделал лучше? (18)Кого он направил на путь творческого созидания? (19)Когда одному известному ди-джею молоденькая журналистка задала эти вопросы, он просто фыркнул: да идите вы, я совсем не для этого… (20)И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность». (21)А человек, который ещё не построил себя как личность, не осознал своей миссии в обществе, становится покорным слугой толпы, её вкусов и потребностей. (22)Он, может быть, и умеет петь, но не знает, для чего поёт.
(23)Если искусство не зовёт к свету, если оно, хихикая и лукаво подмигивая, тащит человека в «приятный полумрак», если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности, тогда возникает резонный вопрос: а нужно ли такое «искусство» обществу, достойно ли оно того, чтобы стать частью национальной культуры?
(По И. Гонцову)

14.Укажите тип подчинительной связи в словосочетании СЕГОДНЯ ОТКРЫТ (предложение 3).

15.Среди предложений 7 – 11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

16.Среди предложений 13 – 23 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

17.Среди предложений 1 – 7 найдите сложное, одной из частей которого является односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

Прочитайте текст и выполните 18 задание.
(1)… (2)Он экспериментально определил коэффициенты тре­ния и пришёл к идее шари­кового подшипника. (3)В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зуб­чатых передач, которые до сих пор применя­ются в недорогих устройствах, например в меха­нических будильниках. (4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы уст­ройств для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот, приду­мал роликовую цепь, которая и сегодня применя­ется в велосипедах, мотоциклах и множестве дру­гих механизмов. (5)Конструирование сложных ма­шин и их элементов привело Леонардо к созда­нию основ теории передаточных механизмов – пространственных и плоских зубчатых сцепле­ний, передач с гибкими звеньями и с переменны­ми скоростями вращения. (6)… оно послужило фунда­ментом, на котором спустя века выросла класси­ческая инженерная механика.

18.Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1)он определил (предложение 2)
2)представлены варианты (предложение 3)
3)цепь применяется (предложение 4)
4)привело Леонардо (предложение 5)

19.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1)Нельзя было (НИ)ЧЕГО изменить в этом голосе, (НЕ)ИСПОРТИВ его.
2)Николаю всё (НЕ)УДАВАЛОСЬ успокоиться, и (НЕ)ЛОВКО было приступить к разговору.
3)Крестьянские избы совсем легли (НА)БОК (ТАК)ЖЕ, как и владельцы их.
4)И Касьян приходил в смятение, (ПО)ЧЕМУ ему так (НЕ)ПРИЯТНО и тягостно.

20.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1)засе..шь, стро..вший
2)распил..шь, подкле..нный
3)перекол..шь, усе..нный
4)услыш..шь, невид..мый

21.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)напом..нание, сл..варный, выл..жить
2)разр..слась, орб..тальный, пол..мический
3)экз..меновать, асф..льтированный, изд..вать
4)конс..рвировать, гориз..нтальный, к..рьерист

22.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)р..цензия, подр..сти, ут..нчённый
2)энциклоп..дист, фант..стичный, перекл..каться
3)тр..диционный, зап..рать, т..инственно
4)ш..девр, водор..сли, конфл..ктующий

23.В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)упр..влять, заг..релый, к..рифей
2)распол..житься, прик..снуться, д..лёкий
3)в..ренье, п..ролон, доск..нально
4)одр..хлеть, разр..дить (обстановку), осв..тить (прожектором)

24.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1)хлопоч..шь, движ..мый
2)пряч..шься, ненавид..мый
3)бор..шься, уполномоч..нный
4)дыш..шь, омыва..мый

25.В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1)Эта (не)приятная история надолго осталась в моей памяти.
2)В Наташином пении уже (не)было детской старательности.
3)Ученье без уменья – (не)польза, а беда.
4)Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

26.В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена 
буква И?
А.
повизг..вать
Б.
неряшл..вый
В.
откле..ться
Г.
сирен..ватый
1)А, Б, Г
2)А, Б, В
3)Б, Г
4)А, В, Г


Комментариев нет:

Отправить комментарий