среда, 6 апреля 2016 г.

Задание на 12-14 апреля. Открытый банк заданий ФИПИ

Прочитайте текст и выполните 1 задание
(1)«Я лучше, я умнее всех». (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (3)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Такой человек, окажись он у власти (пусть самой что ни на есть скромной), станет только вредить делу. (6)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он «не работает» на его, начальника, авторитет.
(9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё «я». (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, – вопрос чрезвычайно важный.
(13)Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.
(15)И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие».
(16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно – лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу».
(17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё «я». (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.
(21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк – сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя.
(25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: «Сострат, сын Дексифана из Книда, – богам-спасителям ради мореходов». (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: «Птолемей Филадельф».
(29)Так всегда бывает. (30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (32)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (33)Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (34)На то самое «я», которое таит в себе силы титанические. (35)То самое «я», которое становится во сто крат сильнее, превращаясь в «мы», в заботу о нашем общем благе. (36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (37)Не будем забывать об этом.
(По М.С. Крюкову*)
Марлен Сергеевич Крюков (1931–1997 гг.) – русский писатель, журналист. 
1.Среди предложений 17–22 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
Прочитайте текст и выполните 2-3 задания.
(1)… (2)Скорость таких лучей считалась очень большой. (3)… постепенно люди поняли, что никаких «зрительных лучей» не существует и видим мы не потому, что какие-то лучи выходят из наших глаз, а, наоборот, потому, что свет от различных предметов попадает к нам в глаза и, воздействуя на сетчатку, приводит к появлению сигналов, поступающих в мозг, который и создаёт зрительные образы. (4)Вопрос об экспериментальном исследовании распространения света впервые поставил Галилей. (5)Самому Галилею, однако, так и не удалось убедиться, действительно ли световые лучи распространяются с высокой скоростью. (6)Впервые скорость света была измерена в 1676 году работавшим в Париже датским астрономом О. Рёмером, который наблюдал затмения ближайшего спутника Юпитера.
2.Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1)Галилею не удалось убедиться (предложение 5)
2)скорость считалась (предложение 2)
3)который наблюдал (предложение 6)
4)вопрос поставил (предложение 4)
3.Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
1)сложноподчинённое
2)сложносочинённое
3)простое осложнённое
4)сложное бессоюзное
Прочитайте текст и выполните 4-7 задания
(1)Любите ли вы литературу так, как люблю её я? (2)То есть любите ли вы читать книги?
(3)Затратное занятие. (4)Но это как посмотреть. (5)Есть книги, 
не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. (6)Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей.
(7)Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает.
(8)Есть и другие. (9)Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. (10)Будто просидел три часа на бесполезном собрании. (11)После таких книг становишься только глупее.
(12)Вечная проблема выбора. (13)Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь. (14)Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться. (15)Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. (16)А в «толстяках» редакционный цикл – полгода, а то и больше. (17)Ничего удивительного, что многие писатели предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство. (18)Так и получается: заходишь в любой книжный – глаза разбегаются. (19)Хочется купить всё. (20)Как голодный перед колбасной витриной. (21)Но уже знаешь, что не всё съедобное. (22)А что съедобное и что несъедобное? (23)На обложках рейтинговые звёзды не вытиснены. (24)А те, что вытиснены, враньё. (25)Плавали, знаем, успели распробовать.
(26)Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много. (27)Казалось бы, что за беда? (28)Читают – и пусть себе. (29)Всё лучше, чем пьянствовать. (30)Но не так-то всё просто.
(31)Есть книги, без которых можно спокойно прожить. (32)Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. (33)А есть книги, без которых жить трудно. (34)И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. (35)Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе никакого отношения не имеет. (36)И таких читателей становится всё больше.
(37)Но неужели всё так безнадёжно? (38)Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? (39)К счастью, нет. (40)Поразительная закономерность. (41)Живая книга чудом пробивается к читателю. (42)И диктат рынка ей не слишком большая помеха.
(По В. Иванову)
4.Среди предложений 1 – 6 найдите сложные предложения, в состав которых входит(-ят) придаточное(-ые) определительное(-ые). Напишите номера этих сложных предложений.
5.Среди предложений 12 – 18 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.
6.Среди предложений 5 – 11 найдите предложение, в котором есть необособленное распространённое определение. Напишите номер этого предложения.
7.Из предложений 7 – 8 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Прочитайте текст и выполните 9-11 задания
(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине … : мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.
(8)Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.
– (14)Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.
– (15)Нет! – хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете… (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:
– (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.
(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану. 
(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)Я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.
(27)Зачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!
(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.
(33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки. 
(По М. Худякову)
9.Среди предложений 10 – 24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого сложного предложения.
10.Из предложений 15 – 17 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
11.Среди предложений 22 – 28 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
12.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1)(Не) кого было спросить, как проехать к концертному залу.
2)В последние годы (не) измеримо увеличились наши знания об Атлантиде.
3)Вдали показались (не) высокий дом и двор, обнесённый забором.
4)(Не) счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.
13.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1)(ПОДО)МНОЙ (НЕ)ВИДНО земли.
2)Зверёк (НЕ)ПОБОЯЛСЯ выбежать (ИЗ)ПОД навеса.
3)(В)ПОСЛЕДСТВИИ об этом (НЕ)СЧАСТЬЕ начисто забыли.
4)(НА)ВСТРЕЧУ им (В)ТЕЧЕНИЕ долгого времени шли люди после ночной смены.
14.В каком предложении НЕ/НИ со словом пишется слитно?
1)Знаменитый Лоренцо (не) раз служил моделью многим живописцам.
2)(Не) смотря на молодость, Писарев уже был серьёзным и глубоким критиком.
3)Странные звуки походили (не) то на вой, (не) то на ворчанье.
4)Сазонов утверждает, что он (ни) (в) чём не виноват: вчера у него был выходной.
15.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А.
перекра..вая   
Б.
эмал..вый
В.
удоста..вавший
Г.
дешёв..нький
1)А, Б
2)Б, Г    
3)В   
4)А, В, Г
16.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1)Герой, (не)навидя рабство, пытается изменить отношения между людьми.
2)(Не)понятное нам правило трудно запомнить.
3)Ещё видны остатки (не)растаявшего снега.
4)Так и (не)появившийся на сцене ревизор тревожит всех обывателей.
17.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
На автопортрете художник одет в изыска(1)ый плащ, лицо спокойно и увере(2)о, усы и бородка тщательно ухоже(3)ы.
1)1
2)2
3)3
4)1, 3
18.В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1)пр..чудливый, пр..брежный, пр..следовать
2)бе..конечный, в..карабкаться, не..говорчивый
3)расп..ложенный, в..образить, пр..бабушка
4)небез..нтересный, роз..ск, по..скать
19.В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?
1)жалобно забле..т ягнята, беспоко..щийся о детях
2)се..щий с утра дождь, его обещания ничего не сто..т
3)мол..щий о помощи, пассажиры дремл..т в креслах
4)орехи хорошо кол..тся, колебл..щийся от ветра
20.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Модель нового дворца была доставле(1)а в Петербург, одобре(2)а императрицей, после чего торжестве(3)о прошла церемония закладки первого камня.
1)1, 2
2)2, 3
3)3
4)1, 2, 3
21.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)ак..демия, упр..стить, оз..рённый
2)обог..щение, перен..сить, п..хучий
3)оч..ровать, агитк..мпания, приг..рание
4)осн..щение, к..мпенсация, р..сток
22.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.
1)1, 2, 3, 4
2)2, 4
3)1, 3
4)1, 3, 4
23.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.
1)1
2)1, 2, 3, 4
3)3, 4
4)2, 4
24.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.
1)1, 2, 3
2)2, 3
3)1, 3, 4
4)1, 2, 4
25.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Зубры очень заинтересовали меня (1) и (2) когда нас не пустили в питомник (3) я был раздосадован (4) что не удалось их увидеть поближе.
1)1, 2, 3, 4
2)2, 4
3)1, 2, 3
4)1, 3, 4


Комментариев нет:

Отправить комментарий