пятница, 15 апреля 2016 г.

Задание на 19-21 апреля. Открытый банк заданий ФИПИ

Прочитайте текст и выполните 1 задание
(1)Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык, стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортёры и танки. (2)В городе ещё пахло гарью, тем звериным душным запахом, какой оставляют после себя бегущие массы людей, и вонью гниющих продуктов: в грузовиках стояли бочки с огурцами и капустой.
(3)На одной из улиц сквозь разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. (4)Вид книг всегда волнует меня, и я зашёл в помещение, в котором сразу по стеллажам определил библиотеку. (5)Никого в помещении, казалось, не было, только вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. (6)Часть книг уже стояла на полках. (7)Я подошёл к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая – библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где те пережили всю оккупацию. (8)Я взял в руки одну из книг – это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.
(9)– Работа нам предстоит немалая, – сказала одна из женщин, – дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку, – и она достала из ящика целую пачку листков с тесными строками машинописи: это был список подлежавших уничтожению книг. – (10)Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные страницы, и нам удалось спасти почти всё, что подлежало уничтожению, – добавила женщина с удовлетворением, – так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.
(11)Это было действительно так: две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожению книги другие названия или вкладывая их в другие переплёты. (12)А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки.
(13)В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.
(По В.Г. Лидину)
1.Среди предложений 1 – 8 найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих предложений.
Прочитайте текст и выполните 2-3 задания
(1)… (2)Они действуют на организм с момента рождения человека и практически всю жизнь. (3)Считается, что основой закаливания является свежий воздух. (4)Воздушные ванны воздействуют на тело температурным (холодовым), механическим (массирующим) и химическим способом. (5)Раздражение рецепторов кожи изменяет терморегуляцию организма и обмен веществ. (6)… человек приучается к резким контрастам температур и сквознякам.
2.Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
1)сложное бессоюзное
2)сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями
3)сложноподчинённое
4)простое с однородными членами
3.Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1)они действуют на организм (предложение 2)
2)воздух является основой (предложение 3)
3)ванны воздействуют на тело (предложение 4)
4)обмен веществ изменяет (предложение 5)
Прочитайте текст и выполните  4-5 задания
(1)… (2)Хотя идея построить судно, которое будет погружаться под воду и всплывать по желанию экипажа, достаточно стара, первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке. (3)Тогда же, во время Гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля. (4)… в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности. (5)Уже в начале Первой мировой войны новый вид морского вооружения заставил весь мир обратить на себя внимание: германская подлодка в течение получаса пустила ко дну сразу три английских крейсера. (6)Это казалось невероятным – маленький кораблик с немногочисленным экипажем потопил три огромных военных судна, которые обслуживали сотни людей!
4.Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
1)сложноподчинённое
2)сложносочинённое
3)сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями
4)сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
5.Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1)идея (предложение 2)
2)которое будет погружаться (и) всплывать (предложение 2)
3)заставил весь мир (предложение 5)
4)это казалось (предложение 6)
Прочитайте текст и выполните 6-9 задания
(1)Недавно прочитал в интервью городского чиновника: «Фи­лармония «Петербург-концерт» должна стать продюсерским цен­тром, своеобразной «фабрикой звёзд»... (2)Более неудачное сочета­ние слов – «фабрика звёзд» – трудно себе представить в устах председателя Комитета по культуре. (3)Ведь то, что показывает нам телевидение под этим названием, – если и фабрика, то не звёзд, а, скорее, заштампованной метеоритной пыли, которая в доли секунд исчезает в животворящей атмосфере культуры. (4)Бедная страна наша! (5)Кроме прочих неисчислимых недугов, она просто заражена «звёздной болезнью». (6)А нам нужны мастера!
(7)Понятно, что воспитание актёра, певца и музыканта требует не только неимоверного труда, способностей и терпения, но и вре­мени. (8)Недаром даже очень среднее образование требует не ме­нее трёх лет обучения. (9)А за полгода неокрепших молодых лю­дей, даже подающих надежды, можно только вымуштровать, обучив немногим актерским штампам, годным на потребу невзы­скательной толпе.
(10)Если говорить словами великого поэта, то мы «сеем разум­ное, доброе, вечное». (11)И в школьном классе, и в пре­красном зале на Фонтанке я вижу, как в глазах старшеклассников появляется пытливый блеск понимания и сопереживания, когда они слушают Достоевского, Чехова, Пушкина, Галича, Окуджаву, как глубокие мысли и чувства, высказанные на сказочно прекрасном русском языке, трудно переводимом на другие языки, находят свой путь к их разуму и сердцу. (12)И их реплики после кон­церта – «клёво!» – не меньшая награда, чем громкие аплоди­сменты или напряжённая, сознательная тишина во время выступле­ний. (13)Надо только сделать так, чтобы этот «птичий» подростковый сленг переплавился в их сознании в прекрасную русскую речь. (14)А что говорить о великой классической музыке, которая без слов – напрямую – испокон веку воздействовала на чувства людей!
(15)Это адски трудное дело – пытаться донести до зрителя (особенно молодого – ведь упустим же!) драгоценные слова и музыку наших великих предшественников, за творения которых нас уважают и любят во всем мире.
(16)А шоу-бизнес в помощи государства не нуждается.
(По Л. Мозговому)
6.Среди предложений 7 – 14 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным(-и) изъяснительным(-и). Напишите номера этих сложных предложений.
7.Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ (предложение 3).
8.Среди предложений 10 – 14 найдите предложение с обособленными распространёнными определениями. Напишите номер этого предложения.
9.Среди предложений 1 – 9 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих простых предложений.
10.В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1)Люди, (не)бывавшие в тропиках, не могут представить себе зимний дождь.
2)Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.
3)В детстве Чехов был (не)истощим на выдумки.
4)Андрей вошёл в ещё (не)оштукатуренную комнату.
10.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)и..числять, бе..компромиссный, не..гибаемый
2)о..брасывать, на..пись, по..черкнуть
3)пр..забавный, сопр..косновение, пр..школьный
4)из..явить, обез..яна, меж..языковой
11.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Стены в гости(1)ой были оклее(2)ы светлыми обоями с дикови(3)ыми узорами, столь сходными по стилю с серебря(4)ыми часами, повеше(5)ыми над дверью.
1)1, 3, 4
2)3, 5
3)2, 5
4)1, 3
12.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)нап..дающий, по-фр..нцузски, обж..гать
2)пом..стить, расст..лая, с..туация
3)рег..ональный, сн..жать, проб..раться
4)рел..гиозный, св..дание, экз..менатор
13.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?
1)движ..щаяся колонна, ивы плач..т
2)леч..щий врач, крестьяне перевяж..т
3)скач..щий домой, войска выдерж..т
4)тревож..щийся напрасно, рабы ропщ..т
14.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А.
натри..вый
Б.
обур..вать
В.
непоседл..вый
Г.
обла..вать
1)А, Б, Г
2)А, Б
3)В, Г
4)А, В, Г
15.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)вы..вление, зат..мнённый, ст..раться
2)те..ретический, постр..ение, дисципл..нировать
3)уд..вольствие, к..ммуникабельный, бл..стеть
4)отл..чительный, комп..тентность, р..шить
16.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А.
уживч..вый   
Б.
перекле..вать
В.
государ..вый
Г.
спрыг..вать
1)А, Б, Г
2)А, Б, В
3)В, Г
4)А, В, Г
17.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный
2)вл..стелин, пок..рать, провозгл..шать
3)пок..ряющий, з..ря, укр..титель
4)упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон
18.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Вдали, на крутом известковом берегу, подмытом разливами, в утре(1)ем воздухе ясно виднеется село с белой каме(2)ой церковью и ветря(3)ыми мельницами.
1)1, 2
2)2
3)3
4)2, 3
19.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.
1)1, 3
2)2
3)2, 4
4)1, 3, 4
20.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.
1)1, 2  
2)1, 3
3)3, 4
4)1, 2, 3, 4
21.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.
1)1, 3, 4
2)2, 3
3)1, 2, 3, 4
4)1, 4
22.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Старые стволы были закрыты разросшимся орешником ( ) и пришлось пробираться сквозь его густую листву.
1)Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3)Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
23.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Цель мореплавания в Петровскую эпоху ясна для историков: Пётр Первый был одержим идеей европеизации России, её сближения с более развитыми в экономическом и политическом отношении западными соседями.
1)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.
3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
24.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Уже в своих ранних произведениях Шуберт использовал звукоизобразительные возможности фортепиано в экспрессивных целях: иногда в его музыке слышны вращение прялки, жужжание пчелы, порхание бабочек.
1)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
4)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
25.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.
2)В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.
3)Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
4)Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.
26.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Воздух весь был наполнен прохладой ( ) и всё вокруг дышало вольной свежестью моря.
1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2)Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3)Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
27.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.
1)1, 3, 4
2)2, 3
3)1, 2, 4
4)1, 2, 3, 4
28.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.
1)1, 2, 3, 4
2)2, 4
3)1, 3
4)1, 3, 4


Комментариев нет:

Отправить комментарий