Троп (от др.-греч. τρόπος —
оборот) — риторическая фигура, слово или выражение, используемое в
переносном значении с целью усилить образность языка, художественную
выразительность речи. Тропы широко используются в литературных произведениях, ораторском
искусстве и в повседневной речи.
М. Л. Гаспаров рассматривает тропы в целом как
разновидность фигур — «фигуры переосмысления».
Основные виды тропов:
Метафора Сравнение
Метонимия Перифраз
Синекдоха Аллегория
Эпитет Олицетворение
Гипербола Ирония
Дисфемизм Пафос
Каламбур Сарказм
Литота Эвфемизм
Сарказм Мейозис
Оксюморон Символ
В основе тропа лежит перенесение признаков одного
предмета, явления на другое. Троп даёт не то определение предмета или явления,
которое стало обычным, а выделяет признаки, которые обычно не выступают на
первый план.
Перенесение признаков одного предмета, явления, действия
на другие происходит в тропах по разным принципам. Определяют разные виды троп: простые -
эпитет и сравнения и сложные - метафора, аллегория, ирония,
гипербола, литота, синекдоха.
Эпитет (от
греч, «приложение») - это слово, что указывает на один из признаков того или
иного предмета, о котором идёт речь, и ставит целью конкретизировать
представление о нём. «Одним из наиболее действенных средств усиления
картинности и эмоциональности речи является эпитет. Например:
«Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она…»
Эпитет также называют образным или поэтическим
определением. Постоянным называется эпитет, который традиционно сопровождает
обозначение предмета в пределах определённого художественного стиля. Например,
в фольклорной поэзии, если упоминается степь - широка, море
- синее, ветер - буйный,роща - зелёная, орел -
сизокрылой
Сравнением (лат.
«comparatіo») называется словесное выражение – сопоставление, содержащее
необходимые для конкретизации представления признаки в более концентрированном
проявлении.
Например,
«Как ядро к ноге прикован шар
земной» (М. Волошин)
«Мне повстречался
дьяволёнок,
Худой и щуплый - как комар» (З. Гиппиус)
«Сидит она спокойная,
как Будда» (А.Бунин)
Метафора (от греч. «перенесение») - образное выражение, в котором признаки одного
предмета или действия переносятся на другие. Например, «Пчела из кельи
восковой
Летит за данью полевой» (А. Пушкин).
В художественном языке метафора - явление образного
мышления, так как возбуждает и обогащает воображение, предоставляет восприятию
эмоциональную окраску. Не зря ими пользовались и их изучали древнегреческие и
римские философы и ораторы - Аристотель, Сократ, Цицерон и др. Метафоры
чрезвычайно разнообразны: среди них выделяют олицетворение, аллегорию, символ,
оксюморон.
Олицетворение -
сравнение предметов с человеком или живыми существами и их свойствами,
например, «море смеялось» (М. Горький).
Аллегория
(греч. allegorіa,) - художественное изображение, основанное на утаивании
реальных лиц, явлений и предметов под конкретными художественными образами.
Например: «Слово молвит - рублем подарит». Аллегорические
образы наиболее часты в литературных баснях и сатирических произведениях. На
них строятся притчи, мифы, религиозные тексты (бог Геркулес - сила,
богиня Фемида- справедливость, агнец - невинность).
Символ многозначителен.
Развились символы из устного народного творчества на основе параллелизма: красная
калина - девушка; сокол – парень.
Оксюморон или оксиморон
- это разновидность метафоры, объединение слов противоположного
значения.
Например, «Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг» (М. Лермонтов).
Нередко строится на контрастных эпитетах, например,
«Кого позвать мне?
С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался
жив?»
(С. Есенин).
Метонимия -
образное выражение, в котором предмет или явление описываются способом замены названием
другого предмета или явления. Например, «весь театр аплодировал».
Метонимия часто отождествляется с метафорой или рассматривается как ее
разновидность.
Синекдоха - вид
метонимии, образное выражение, основанное на количественном сопоставлении предметов,
явлений; на замене частью целого, одним предметом - их совокупности. Например,
«И слышно было до рассвета, как ликовал
француз» (М.Лермонтов);
Пуще всего «береги <...> копейку».
(Н.Гоголь); «Мы все глядим в Наполеоны». (А.Пушкин).
Перифраз (греч.
«описание, пересказ») - образное выражение, в котором название предмета или
явления заменяется описанием его признаков. Например: вместо А. Пушкин
можно сказать - автор поэмы «Евгений Онегин».
Гипербола (греч.
«преувеличение») - образное выражение, которое представляет художественное
преувеличение размера, силы, значения предмета, явления. Примером гиперболы
служат многие крылатые фразы: «сто лет не виделись», «быстрый как молния».
Литота -
художественное уменьшение признаков. Например,
«В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!»
(А. Некрасов).
В основе гиперболы и литоты всегда лежит элемент
определённой абсурдности, резкого противопоставления здравому смыслу.
Ирония - это образное выражение, в котором слово
или группа слов приобретают значение,
противоположное основному.
Сарказм -
это злая, горькая ирония, например, «богаты мы, едва из колыбели, ошибками
отцов и поздним их умом…» (М. Лермонтов).
Комментариев нет:
Отправить комментарий