пятница, 13 мая 2016 г.

задание на 17-19 мая. Открытый банк ФИПИ

Прочитайте текст и выполните задание 1
(1)Имя собственное «принадлежит себе», потому что в древнерусском языке собь(себе) – это собственность (отсюда, между прочим, и слово «свобода»). (2)Чужое имя – другая судьба. (3)Язычники тщательно подбирали имя наследнику: не случилось бы чего плохого.
(4)Имя человека – имя собственное, оно показывает, каков человек есть и каким его хотят видеть.
(5)История же такова. (6)В древности личных имён накапливалось у каждого человека достаточно. (7)Родился вторым в семье – Другой, неповоротлив и вял – Леной (ленивый), родитель верит в твою славу – Ярослав, поп окрестил – Пётр… и так далее, в зависимости от судьбы, от того, как сложится жизнь. (8)Одна дочь – Румяна, другая – Беляна, хороша и та, и другая… (9)Именем личным могло стать также любое слово – если оно относилось к конкретному человеку.
(10)Мы сказали бы: не именем, а прозвищем. (11)Смысл слова прозвище ясен: про – зов – ище. (12)Корень -зов- тот же, что в словах звать, и зов, и призыв. (13)Зовом призывают человека, зовут его. (14)Важнее приставка про-. (15)Про- – это то, что будет, что находится «перед» чем-то. (16)Про- всегда в движении. (17)Это то, чего ещё нужно достичь. (18)Следовательно, прозвище – то, что дают впрок, на всякий случай, чтобы не только звать человека, но и призвать на него все добрые силы. (19)Потому имена давались хорошие, светлые, добрые.
(20)Потом появилось отчество. (21)Слово то же, что и отечество. (22)Старое слово дало две формы, и каждая рачительно использована. (23)У одной остались оба гласных, эта форма стала обозначать место рождения – отечество. (24)У другой формы в разговорной речи остался только один прежний краткий гласный: отчество.(25)Отчество от имени отличается, посредством отчества человек показан прилагатель­ным, которое как бы прилагается к человеку, ему полагается по статусу, выделяя в принадлежности не его самого, а весь его род. (26)В именовании отчеством признание общественных заслуг всего рода. (27)Отчество есть «имя по отечеству», по отцу, семейное имя.
(28)Насколько хорош и удобен в общении русский обычай называть человека не только по имени, но и по отчеству? (29)Сохранять ли отчество при личном имени – это вопрос о ценностях национальной традиции.
(30)Обращение к человеку по отчеству связано с обычаем наследования по отцовской линии. (31)Начиная с Древней Руси по отчеству называли стольных князей, затем и удельных, мелких, позже – бояр, ещё позже – именитых купцов. (32)Деловые люди, купцы, при Петре получившие право «называться по отечеству», целовали руки своего императора за неизбывную честь, включившую их в ряды «новых русских» ХVIII века.
(33)Отчество – по отцу, фамилия – по роду, и только личное имя всегда твоё, с ним ты личность, и чего заслужишь, так тебя и нарекут: Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванька, Ванёк – ведь это всё разные имена.
(34)Сегодня мы во многом подражаем деловитым американцам. (35)Даже вместо русских слов частенько подставляем соответствующие английские. (36)Так и с именем. (37)У них Боб, Джек, Джон и даже президент всего лишь Билли – и у нас похожее. (38)Говорят, например, Влад, и тогда не ясно, кто есть этот Влад: Владислав, Владимир или ещё кто?
(39)Не имя, конечно, создаёт личность. (40)Хотя и имя – не последнее дело, обычно оно вскрывает некоторую сущность человека. (41)Я убеждён в этом.
(По В.В. Колесову)
1.Из предложения 40 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Прочитайте текст и выполните задания  2- 3
(1)… (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин. (3)Его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (4)Им был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях у представителей разных отрядов млекопитающих и человека. (5)Выразительные движения рассматривались Ч. Дарвином как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (6)… эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.
2.Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.
1)сложноподчинённое
2)сложносочинённое
3)простое осложнённое
4)сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
3.Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1)рассмотрел эмоции (предложение 2)
2)исследования были (предложение 3)
3)Дарвина привели (предложение 6)
4)материал был приведён (предложение 4)
Прочитайте текст и выполните задание 4-7
(1)Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов  ХХ века, —первое поколение, выросшее в «обществе потребления». 
(2)У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». (3)Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. (5)По велению души. (6)Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всё возрастающих. (8)Дети хотят быстрее вырасти. (9)Почему спешат? (10)Чтоб свободно распоряжаться деньгами. (11)Как заработать, пока не знают, не задумываются.
(12)Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. (13)Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. (14)Однако не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентаций в стране.
(16)У современной молодёжи немало и положительных ориентиров. (17)Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство.
(18)Тенденция к самореализации —знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. (19)А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. (20)Надо быть как все.
(21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22)На первом месте у них —хорошая работа, карьера и образование. (23)Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. (24)Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё десять лет назад. (25)Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать.
(26)Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. (27)Просто они другие.
(По И. Маслову*)
Илья Александрович Маслов (1935–2008 гг.) – поэт, прозаик, публицист, автор книг, посвящённых истории.
4.Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ИСКРЕННЕ УБЕЖДЕНЫ (предложение 6).
5.Среди предложений 1–15 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.
6.Среди предложений 15–19 найдите сложное, в состав которого входят безличные предложения. Напишите номер этого сложного предложения.
7.Среди предложений 6–15 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.  
8.В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1)В России (не)было того среднего класса, который в Европе «соединял» аристократию и простонародье.
2)На лугах стояла ещё (не)кошенная трава.
3)(Не)слыша звуков визжавших со всех сторон пуль, Пьер подъехал к полю.
4)Войско саксов умело скрывалось в (не)проходимых лесах и болотах.

9.В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена
буква И?
А. молодц..ватый
Б. будн..чный
В. просе..вать
Г. меньш..нство
1)А, Б, В
2)Б, Г
3)Б, В, Г
4)А, Б, В, Г
10.В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1)(Не)высказанные прямо претензии директора беспокоили Киру.
2)(Не)знакомая нам компания оказалась очень приятной.
3)Сестра сообщила далеко (не)радостные новости.
4)Туристы уснули, (не)дождавшись ужина.
10.В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется раздельно?
1)Ветерок (ни)сколько не мешал нам.
2)(Ни)кто в доме не знал о предполагаемом побеге.
3)Больше не(от)кого ждать помощи.
4)Детям (не)когда погулять.
11.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
До наших дней в архивах сохранились счета, предъявле(1)ые художнику за доставле(2)ые ему масля(3)ые краски.
1)1
2)2
3)3
4)1, 3

12.В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена
буква Е?    
А.
перекра..вающий  
Б.
черешн..вый  
В.
удоста..вая
Г.
дешёв..нький
1)Б, Г     
2)А, Б, В    
3)А, Г   
4)Б, В
13.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)пл..нительный, либер..лизм, ф..гурировать
2)матери..лизовать, ст..реотип, заг..рать
3)ск..льзить, м..тив, экспр..ссивный
4)принадл..жать, вы..вленный, сер..ал
14.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1)(Не)доумевая, он взглянул на собеседника.
2)(Не)преодолимое желание увидеть своих родных заставило Широкова тут же отправиться в обратный путь.
3)Причины миграции птиц из этих районов еще (не) изучены.
4)Сквозь густой туман пробивался (не)яркий свет фонарей.
15.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)н..лево, д..гадываться, нед..верчивый
2)под..тожить, без..скусственный, не..скусный
3)беспр..станный, пр..следовать, пр..вращение
4)бе..ценный, и..мерить, ..бросить

16.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1)Буря (НЕ)ИСТОВСТВОВАЛА (НЕ)СКОЛЬКО часов.
2)Путешественник (НЕ)СУМЕЛ обратиться к (НЕ)ЗНАКОМЦУ.
3)(НЕ)ХУДО  БЫЛО(БЫ) съездить  к озеру.
4)ВСЁ(ТАКИ) (НЕ)ХОЧЕТСЯ в такую жару оставаться дома.
17.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Блеснула огненная нить ( ) и густой смешанный лес мгновенно озарился светом ярко-красного пламени.
1)Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3)Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
18.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Наиболее полно (1) по мнению критиков (2) гончаровская норма жизни раскрылась (3) конечно (4) в тех главах романа «Обломов», где описывается жизнь главного героя в домике Пшеницыной на Выборгской стороне.
1)1, 2
2)2, 3, 4
3)1, 2, 3, 4
4)3, 4
19.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Даниил Чёрный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том, что он увидел одарённость Андрея Рублёва и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника.
1)1, 2
2)3, 4
3)1, 2, 3
4)1, 2, 3, 4
20.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Портрет В. Лопухиной (1) сочетающей в себе (2) красивую внешность и одновременно душевную пустоту (3) становится загадкой (4) скрывающей (5) истинный замысел художника.
1)1, 3, 4
2)1, 2, 3
3)2, 4, 5
4)1, 2, 3, 4, 5
21.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.
1)1, 2
2)2
3)3
4)2, 4
22.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.
1)1, 2, 4
2)1, 2, 3, 4
3)1, 3
4)2, 4
23.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)В свежем сене вянут земляника да головки луговых цветов.
2)Венчики цветов качались над головами и осыпали плечи жёлтой пылью.
3)С лугов и от леса тянул тёплый ветер и колыхал на берёзах нежные листья.
4)Под старыми елями не было ни травы ни прошлогодних листьев.
24.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.
2)На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.
3)На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.
4)Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.
25.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Внезапно потемнело ( ) и сверху на лес стал быстро опускаться густой туман.
1)Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
2)Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
26.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Паниковский (1) перебирая ногами (2) ухватился за кузов, потом налёг на борт животом, перевалился в машину и (3) стуча накрахмаленными манжетами (4) упал на дно автомобиля.
1)1, 4
2)2, 3
3)1, 2, 3, 4

4)4

Комментариев нет:

Отправить комментарий