понедельник, 13 июня 2016 г.

задание на 15 июня

Желание человека подняться в воздушное пространство и передвигаться в нём как идея существует очень давно. Основную роль в возникновении подобного желания и в первых попытках его осуществления сыграло существование на земле птиц и летающих насекомых. Возможность подняться в воздух, возможность двигаться в воздушном океане без точки опоры на земле<…> казалась человеку осуществимой лишь при условии, что он овладеет теми же приспособлениями для полёта, которыми располагает птица.
1.      В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
 1) 
Основную роль в возникновении желания человека летать сыграли летающие насекомые.
 2) 
Мечта летать казалась человеку осуществимой только при условии овладения теми приспособлениями для полёта, что есть у птицы.
 3) 
Мечта человека передвигаться по воздуху существует очень давно, и люди делали всё возможное для её осуществления.
 4) 
Человек давно мечтал двигаться в воздухе без точки опоры.
2.      Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
поэтому
естественно
иными словами
хотя
3.      Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МИР, -а, м.
  
 1) 
Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить м. на Земле.
  
 2) 
Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить м.
  
 3) 
ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).
  
 4) 
Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.
  
 5) 
Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.
  
 6) 
ед. Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви. Жить
в миру. Уйти из мира в монастырь.
  
 7) 
Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке  голому рубашка (посл.).Решить на миру (на сельской сходке).
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
обОдрить
дозвонИтся
прИнятый
понЯв
квартАл
5.      В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?
 1) 
Они ещё долго бродили по старинному парку, который славился  своими могучими ВЕЧНЫМИ дубами. 
 2) 
ВЕЧНЫЙ огонь – это народная память о героях, которые отдали свою жизнь, защищая Родину.   
 3) 
Приходилось решать ВЕЧНУЮ проблему: где найти место, чтобы сытно и недорого пообедать.
 4) 
Многие считают, что настоящая дружба должна быть ВЕЧНОЙ.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
у ИХ сестры
пить из БЛЮДЕЦ
нет САПОГОВ
ещё БОГАЧЕ
ТРОЕ друзей
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) 
Мне захотелось узнать, как разводить и ухаживать за первоцветами в домашних условиях.
Б) 
Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием.
В) 
В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации.
Г) 
Согласно плана в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.
Д) 
В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий.
   
1) 
неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) 
нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) 
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) 
ошибка в построении предложения с однородными членами
5) 
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) 
нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) 
неправильное построение предложения с косвенной речью
8. В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
 1) 
к..рмилец, невм..готу, обм..нуться
 2) 
наистр..жайший, ор..беть, перег..ревший
 3) 
проб..раться, разг..няя, невыр..зительный
 4) 
ср..внительный, тр..пинка, агр..ном
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..говор, пр..долгий
от..гнуть, з..месить
по..стегнул, о..бил
пр..звонкий, пр..жать
от..езд, из..являть
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.
попроб..вать
засчит..вать
прониз..вать
погляд..вать
размат..вать
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
реде..щий (туман)
(выпускники) встрет..тся
(туманы) стел..тся
(линии) соприкаса..тся
(они) полощ..т (бельё)
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)ЗАЧЕМ думать о том, чего нельзя исправить или вернуть.
Черты лица его были мелкими, (НЕ)ОТРАЖАЮЩИМИ всей сложности души.
Этот населённый пункт (НЕ)ОБОЗНАЧЕН на туристической карте.
Занятие себе Савка выбрал отнюдь (НЕ)ПРОСТОЕ.
Есть очень много видов растений, живущих рядом с человеком и (НЕ)ЗАМЕЧАЕМЫХ им.
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Призвание поэта  творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим дано оценить его творения.
Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.
(В)ВИДУ скорого окончания плавания настроение команды улучшилось, ТАК(ЧТО) последние дни путешествия пролетели незаметно.
Наполеон по своему долгому опыту войны хорошо знал, что значило сражение, не выигранное (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ восьми часов, (ПО)ЭТОМУ
в исходе дела не сомневался.
Нелегко (ПОД)ЧАС объяснить, чем же ВСЁ(ТАКИ) настоящие стихи отличаются от рифмованных строк.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Светлые стены изыска(1)ых пропорций, отдела(2)ые керамической плиткой, увенча(3)ы декоративным майоликовым поясом с причудливым изображением орхидей.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
 1) 
Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
 2) 
Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.
 3) 
Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.
 4) 
В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.     
 5) 
Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Спокойная величавая река с точками лодок и их пропадающими следами расстилалась между берегами и уходила вперёд (1) сжимаясь меж громадными уступами скал (2) и затем исчезала (3) в ярко зеленеющих (4) долинах.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
Сегодня в литературе (1) по мнению критиков (2) резко меняется тип писателя и тип читателя. Воспитательная миссия литературы (3)
по-видимому (4) уходит в прошлое.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
В так называемую Большую семёрку стран Запада (1) на долю (2) которой (3) приходилось около половины мирового промышленного производства (4) входили четыре европейские страны, США, Япония и Канада.
19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.
 1) 
2, 3
 2) 
2, 3, 4
 3) 
1, 2, 3, 4
 4) 
1, 4
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.
(1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.
(6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?
(9)Жизнь зверей  это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.
(14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?
(19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания.
(24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.
− (25)Для работы.
− (26)Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать.
(27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания
искать их.
(31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.
(По Б.Л. Васильеву*)
Борис Львович Васильев (19242013)  советский писатель, прозаик, публицист, общественный деятель, автор произведений «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился» и др.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
 1) 
В человеке от природы заложено больше энергии, чем в любом, даже самом крупном, животном.
 2) 
Человек воспринимает время по-особенному: иногда секунды могут казаться часами, а сутки могут пролетать мгновенно.
 3) 
Физика может объяснить законы природы, но объяснить природу человека, назначение энергии, заложенной природой в человека, эта наука не в состоянии.
 4) 
Рассказчик сразу осознал смысл утверждения отца о том, что большая энергия дана человеку для работы.
 5) 
Рассказчик успешно учился в школе, чему способствовало его стремление досконально изучить каждый предмет.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
 1) 
Содержание предложений 25 поясняет содержание предложения 1.
 2) 
В предложениях 1920 представлено описание.
 3) 
В предложениях 2729 представлено рассуждение.
 4) 
Предложение 30 объясняет содержание предложения 29.
 5) 
Предложения 31 и 32 противопоставлены по содержанию.
22. Из предложений 3133 выпишите фразеологизм.
23. Среди предложений 611 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью притяжательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
 24. «Речь Б.Л. Васильева полемична. Автор словно приглашает читателя к разговору, обсуждению важных для него вопросов. Синтаксическое средство  (А)__________ (предложения 15, 16, 18)  привлекает внимание читателя к проблеме текста, заставляет задуматься. Понять ход мыслей автора помогают разнообразные средства выразительности, среди которых приём  (Б)__________ (предложения 2021), синтаксическое средство  (В)__________ (предложения 30, 33), а также троп  (Г)__________ («исступлённого труда» в предложении 33)».

  
Список терминов:
1) 
ирония
2) 
эпитет
3) 
парцелляция
4) 
ряды однородных членов
5) 
синтаксический параллелизм
6) 
вопросительные предложения
7) 
диалог
8) 
цитирование
9) 
метафора


25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения  не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Комментариев нет:

Отправить комментарий