Прочитайте текс и выполните задания 1- 11
(1)Упражняется ли милосердие в нашей жизни?
(2)...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (3)Часто ли мы получаем
призыв к нему? (4)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит
заслуги своей поэзии классической формулой:
И долго
буду тем любезен я народу,
Что
чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой
жестокий век восславил я свободу
И милость
к падшим призывал.
(5)Как бы
ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к
милосердию. (6)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин
настойчиво проводит эту тему. (7)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской
дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» – милость к падшим становится
для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей
писателя. (8)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком
забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный
смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения.
(9)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и
Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.
(10)Это не
только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей
к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким,
несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.
(11)Живое
чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей
России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
(12)Милость
к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к
нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. (13)Я убеждён, что
литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского
завета.
(По Д.
Гранину)
|
||||||||||||
|
2.Определите
стиль и тип речи текста.
|
||||||||||||
|
3.В каком
значении употреблено слово ПАДШИЙ (предложение 10)?
|
||||||||||||
|
4.Назовите
способ образования слова БЕСКОНЕЧНО из предложения 10.
|
5.Из
предложений 3 – 6 выпишите краткое прилагательное.
|
6.Из
предложений 1 – 3 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
|
7.Среди
предложений 6 – 10 найдите сложное предложение, одна из частей которого
является безличным предложением. Напишите номер этого сложного предложения.
|
8.Среди
предложений 5 – 10 найдите предложения, в которых есть сравнительный оборот.
Напишите номера этих предложений.
|
9.Среди
предложений 5 – 10 назовите сложноподчинённое предложение с придаточным
уступки. Напишите номер этого сложного предложения.
|
10.Среди
предложений 7 – 11 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи
указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
|
11.Какие три из
перечисленных ниже средств выразительности используются в тексте? Напишите
номера этих средств выразительности.
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Прочитайте текст и выполните задания 12-22
(1)Землетрясения, цунами, наводнения, извержения
вулканов приносят убытки и жертвы, в которых люди не виноваты, – не умеем мы
пока регулировать стихию. (2)За что и приходится платить. (3)Однако кое-какие
силы природы уже под контролем, и если они всё ещё вредят нам, то только по
вине людей.
(4)Гроза. (5)Одно из величественных атмосферных
явлений. (6)Напряжение разряда достигает миллиона вольт, ток – сотни тысяч
ампер. (7)Но можно уверенно заявить: уже более ста лет ни один объект,
оборудованный исправной грозозащитой, не был поражён молнией. (8)Ни один!
(9)Природа грозы исследована Ломоносовым и Франклином ещё двести с гаком лет
назад, и нынче расчёт грозозащиты любого объекта входит в программы курсовых
проектов студентов и считается очень лёгким заданием. (10)Надо только
постоянно контролировать исправность этих простейших устройств, как того
требуют правила. (11)И совсем уж зря обвиняют небесные «стрелы» в лесных
пожарах, хотя в тайге молниеотводов нет. (12)Пожарища полыхают не от
небесного огня, а от земного.
(13)Не менее удивительны и «электрические» пожары.
(14)Причиной этих пожаров почему-то называют короткие замыкания. (15)Дескать,
что поделаешь: провода глупые, замкнулись – что с них возьмёшь? (16)Но не
было, нет и не будет в мире пожара от короткого замыкания – причиной огня
является неисправность защитного прибора.
(17)Зима у нас сопровождается природными явлениями,
называемыми морозами. (18)И… авариями водоводов, трубопроводов, системы
центрального отопления… (19)Но даже 60-градусный мороз не приводил и не
приведёт к разрушению этих коммуникаций – они ломаются ото льда, в который
превращается вода при сбое в энергоснабжении. (20)В этих случаях, если подачу
тепла быстро восстановить нельзя, полагается слить воду из системы, для чего
предусмотрены специальные вентили. (21)Операция простенькая, незамысловатая,
не правда ли? (22)Но не сливают. (23)В трубах, радиаторах образуется лёд, его
объём чуть-чуть больше, чем у воды, но этого «чуть-чуть» вполне достаточно,
чтобы разрушить радиатор. (24)А потом неделями, месяцами на морозе
ремонтируют поломанную разгильдяйством систему отопления. (25)И каждый год –
одни и те же грабли. (26)Может, не все знают пословицу: «Пожалев копейки,
поплатишься рублем»? (27)Все знают. (28)Но зачем суетиться, авось гром и не
грянет, а зима будет тёплой (климат-то, говорят, меняется). (29)А уж коли
грянет беда, в катастрофе всегда можно обвинить атмосферное явление.
(По Г.
Черникову)
|
|||||||||||||||
|
13.Определите
стиль и тип речи текста.
|
||||||||||||
|
14.В каком
предложении используется в усечённом виде известный фразеологизм-поговорка?
|
||||||||||||
|
15.Из
предложений 13 – 15 выпишите слово, образованное приставочным способом.
|
16.Из
первого абзаца выпишите все относительные местоимения.
|
17.Из
первого абзаца выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
|
18.Во
втором абзаце найдите сложное предложение, в которое входит односоставное
неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
|
19.Во
втором абзаце найдите предложение с обособленным определением.
Напишите номер этого предложения.
|
20.В
последнем абзаце найдите сложное предложение, в котором используется и
бессоюзная, и союзная связь обоих видов – сочинительная и подчинительная. Напишите
номер этого предложения.
|
21.Во
втором абзаце найдите предложение, которое связано с предыдущим при
помощи однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.
|
22.Напишите
номера тех средств выразительности, которые использованы в третьем абзаце
текста. (Цифры пишите в порядке возрастания.)
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Прочитайте
текст и выполните задания 23-32
(1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не
угнались ещё кой в чём другом за иностранцами, то далеко перегнали их в
умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего
обращения. (3)Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его
особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет
говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в
душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие
мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем
иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста,
будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у
которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, –
словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. (5)Положим, например,
существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии,
положим, существует правитель канцелярии. (6)Прошу посмотреть на него, когда
он сидит среди своих подчинённых, – да просто от страха и слова не
выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто
бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает
орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орёл, как только вышел из
комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит
с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9)В обществе и на вечеринке, будь все
небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше
его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает:
муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (10)«Да это не Иван Петрович,
– говоришь, глядя на него. – Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и
худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеётся, а этот чёрт знает
что: пищит птицей и всё смеётся». (11)Подходишь ближе, глядишь – точно
Иван Петрович! (12)«Эхе-хе!» – думаешь себе…
(Н.В.
Гоголь)
|
|||||||||||||||
|
24.Укажите
предложение, в котором используются контекстные антонимы.
|
||||||||||||
|
25.Из
предложений 7 – 8 выпишите слова, образованные приставочным способом.
|
26.Из
предложения 8 выпишите все подчинительные союзы.
|
27.Из
предложения 2 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
|
28.Среди
предложений 1 – 8 найдите сложное предложение, в которое входит
односоставное(-ые) неопределённо-личное(-ые). Напишите номер этого сложного
предложения.
|
29.Среди
предложений 3 – 9 найдите предложение с однородными обособленными
обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
|
30.Среди
предложений 2 – 6 найдите сложное предложение, в котором есть одно
придаточное уступительное. Напишите номер этого сложного предложения.
|
31.Среди
предложений 1 – 6 найдите предложение, которое связано
с предыдущим с помощью однокоренного слова. Напишите номер этого предложения. |
32.Напишите
номера тех средств выразительности, которые использованы в предложениях
5 – 11. (Цифры запишите в порядке возрастания.)
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
33.Укажите грамматически правильное продолжение
предложения.
Вернувшись из ссылки,
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
34.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена
буква, обозначающая ударный гласный звук?
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
35.Укажите грамматически правильное продолжение
предложения.
Заимствовав греческую систему письма,
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
36.В каком слове допущена ошибка в постановке
ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук?
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
37.Укажите грамматически правильное продолжение
предложения.
Познакомившись со статьёй учёного,
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
38.В каком
слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена
буква, обозначающая ударный гласный звук?
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
39.Укажите грамматически правильное продолжение
предложения.
Ожидая начала спектакля,
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
40.Укажите
грамматически правильное продолжение предложения.
Устанавливая
родство древних и современных языков,
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
41.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена
буква, обозначающая ударный гласный звук?
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
42.Укажите грамматически правильное продолжение
предложения.
Наделяя героев былины незаурядной физической силой,
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
43.В каком слове допущена ошибка в постановке
ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук?
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
44.Укажите грамматически правильное продолжение
предложения.
Используя примеры,
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
45.В каком слове допущена ошибка в постановке
ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук?
|
|||||||||||||||
|
46.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Меж голубоватых камней по склону блистает (1) стеснённая каменными берегами
(2) вода, которая бурлит (3) пытаясь растечься вширь.
47.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В тишине сонно ползали пчёлы по цветам у балкона (1) совершая свою
неспешную работу (2) и слышался (3) едва уловимый (4) лепет серебристой листвы
тополей.
48.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
После долгой дороги (1) утомлённые путники напились из колодца (2) вода в
котором (3) показалась им необыкновенно вкусной.
49.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Подросток (1) должен научиться реагировать на новые для него ситуации (2)
для разрешения (3) которых (4) нет готовых рецептов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий