(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали
Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь.
(5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой.
(7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье
испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который
узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной
жизни.
(10)Что же
это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он?
(12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
(14)«Удивительное
дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на
полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
(15)С тех
пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
(16)Человек
прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему
гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности,
бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся
домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же
хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но
когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он
знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей
собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков,
испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово
в пользу справедливости.
(25)Мальчишка
разбил стекло.
– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.
(27)Мальчишка
молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы.
(29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но
он боится сказать: «Стекло разбил я».
(31)Чего
он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая
реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью.
(35)Почему же он боится их произнести?
(36)Я
слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало
страшно, очень страшно».
(37)Он
говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и
делал то, что велел ему долг: он сражался.
(39)В
мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
(40)Я
скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж
лучше промолчу.
(43)Много
пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая
выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
(45)Мы все
в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё
хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку
только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь
катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в
час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество.
(49)Оно испытывается постоянно,
в самых обычных житейских делах.
(50)Мужество
бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну
всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет
множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.
(По
Ф.А. Вигдоровой*)
* Фрида
Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница,
журналист.
|
|||||||||||||||
|
2.Какие из
перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
|
|||||||||||||||
|
3.Из
предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).
|
4.Среди
предложений 34–42 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения. |
|
Прочитайте
текст и выполните задания 6 – 10.
(1)Любовь – трудная душевная работа, её
не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в
любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно
знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё,
что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в
нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас.
(8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не
только радости, но и боли, и обиды…
(9)Но
когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать
себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной
среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в
саду, где было пять тысяч таких же роз?
(11)Много
лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну:
завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять
житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове
«удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто
в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».
(14)А на
самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви,
и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.
(15)Когда
Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой
жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель
не обиделся, а приказал ему зевать.
«(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.
(19)В
молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком
и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть
разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной
власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей
ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.
(21)А в
любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон
любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими
окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе.
(23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.
(24)Когда
знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и
начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не
станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо
приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга
единственными в целом свете.
(По Н.
Долининой*)
* Наталья
Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писатель.
|
|||||||||||||||
|
7.Какие из
перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
|
|||||||||||||||
|
8.Из
предложений 11–12 выпишите синонимы (синонимическую пару).
|
9.Среди
предложений 14–20 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью притяжательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения. |
|
Прочитайте
текст и выполните задания 11-15.
(1)Дискуссии
о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых:
А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского.
(2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются
высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.
(3)А что
до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка,
литературы – это не более чем гипербола, основанная
довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего
народа, особенно во времена перемен, потрясений.
(4)Нынешние
потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в
умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень
значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие»
или петровское «окно в Европу».
(6)«Восточный
ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть
укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь
освежая его, а значит, усиливая.
(7)В
подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка
(и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!
(14)Одно
из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне
закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам
не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.
(17)На
этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов
Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники
да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.
(19)То
же – в нашей литературе, журналистике, которые,
конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и,
главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе
задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно,
потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и
достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно
основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою
силу.
(26)Но
ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из
начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки
Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее –Дон, его могучие воды.
(По Б.П. Екимову*)
*Борис
Петрович Екимов (род.
в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.
|
|||||||||||||||
|
12.Какие
из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера
ответов.
|
|||||||||||||||
|
13.Из
предложений 1–2 выпишите синонимы (синонимическую пару).
|
14.Среди
предложений 17–25 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью личного и указательного местоимений. Напишите номер этого предложения. |
|
Прочитайте
текст и выполните задания 16-25.
(1)Ничто
не представляет таких возможностей для развития личности, как культура. (2)И
в науке, и в культуре в целом всегда сокрыта универсальная тайна наших
способностей, их происхождения, их начальной энергии, которая, очевидно, так
и останется тайной.
(3)Мы
знаем, что способность созидать сочетается в человеке со способностью
разрушать, что наряду с культурой, которая для нас истинна и нам во благо,
давно уже параллельно развивается псевдо- или антикультура, результат которой
– апокáлипсис, гибель человека и самой природы.
(4)Тем
более необходимо в наше время – время высочайшего развития науки и техники –
разобраться, под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными
людьми. (5)Что они представляют – культуру или антикультуру?
(6)Выдающиеся
люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют на
повседневную, элементарную оценку того, что происходит рядом с нами. (7)Нам
нужно понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. (8)Ошибиться в этой оценке
нам никак нельзя.
(9)Однако
такое распознание отнюдь не просто, не элементарно. (10)Псевдокультура ни
словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но
последствием слова – отличается. (11)Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда
время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, может многократно их повторять
и усугублять.
(12)Наше
же время такое, что каждая ложь, каждая даже невольная ошибка дополняют и
усиливают ошибку глобальную, умаляя и ослабляя при этом культуру истинную,
умаляя и ослабляя то достоинство человека и человечества, которые только и
могут быть апокалипсису противопоставлены.
(По С.
Залыгину)
|
||||||||||||
|
17.Определите
стиль и тип речи текста.
|
||||||||||||
|
18.Какое
из перечисленных слов объясняется в самом тексте?
|
||||||||||||
|
19.Из
предложений 4 – 5 выпишите слово, образованное приставочным способом.
|
20.Из
предложения 8 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
|
21.Среди предложений 4 – 11
найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите его номер.
|
22.В двух последних абзацах
найдите предложения с обособленным(-ыми) обстоятельством(-ами). Напишите их
номера в порядке возрастания.
|
23.В трех последних абзацах
найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите
его номер.
|
24.Среди
предложений 4 – 8 найдите предложение, которое связано с предыдущим при
помощи указательного местоимения. Напишите его номер.
|
25.Напишите
номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте.
|
|||||||||||||||
|
Прочитайте
текст и выполните задания 26-31.
(1)Осень в
этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не
желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка (её зовут в
народе «мга») затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.
(5)«Мга»
то сгущалась, то бледнела. (6)Тогда сквозь неё проступали, как через матовое
стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы
изумрудных озимей.
(7)Я плыл
на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно
переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд.
(8)Вода булькала, позванивала, журчала. (9)Звуки эти заполняли всё
пространство между рекой и небосводом. (10)Это курлыкали журавли.
(11)Я
поднял голову. (12)Большие косяки журавлей тянули один за другим прямо к югу.
(13)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в
затонах Оки, летели к тёплой стране с элегическим именем Таврида.
(14)Я
бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.
(15)За
несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил
меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь
литературном шедевре. (16)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном
произведении.
(17)Я
выбрал стихи Лермонтова «Завещание».
(18)Сейчас
на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в
природе. (19)Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по
неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?
(20)Птицы
прощались со Средней Россией, с её болотами и чащами. (21)Оттуда уже сочился
осенний воздух, сильно отдающий вином.
(22)Да что
говорить! (23)Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и
бронзы, обрызганным киноварью и чернью.
(К.Г.
Паустовский)
|
||||||||||||
|
27.В каком
из перечисленных предложений все слова употреблены в прямом значении?
|
||||||||||||
|
28.Назовите
способ образования слова УВЕРЕННО (предложение 13).
|
29.Среди
предложений 11 – 19 найдите неполное предложение. Напишите его номер.
|
30.Напишите
номер предложения со вставной конструкцией.
|
31.Какое
из предложений 18 – 23 связано с предыдущим при помощи частицы и лексического
повтора? Напишите его номер.
|
||||||||||||
32.В каком
предложении НЕ со словом пишется слитно?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
33.В каком предложении оба выделенных слова пишутся
раздельно?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
34.В каком
ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
35.В каком
ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
36.В каком
ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
37.В каком варианте ответа указаны все слова, где
пропущена буква О?
А. испыт..вать
Б. толк..тня
В. запрост..
Г. раскрепощ..нность
|
||||||||||||
|
||||||||||||
38.В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется
слитно?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
39.В каком предложении оба выделенных слова пишутся
слитно?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
40.В каком варианте ответа указаны все слова, где
пропущена буква Е?
|
||||||||||||
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий