Прочитайте текст и выполните
задания 1-6.
(1)…
(2)Морская мышь является весьма симпатичным червём размером в несколько
сантиметров. (3)Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его
тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков, которые
переливаются всеми цветами радуги. (4)Игра цвета определяется дифракцией
света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски морской мыши под
электронный микроскоп, становится отчётливо видно их ячеистое строение, напоминающее
пчелиные соты. (5)Эта структура отличается удивительной упорядоченностью, а
линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света.
(6)… можно с уверенностью утверждать, что в волосках морской мыши имеется
двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок
перпендикулярно, отражается только красная составляющая, если же свет падает
наклонно, то волосок отражает (в зависимости от угла) то жёлтый, то зелёный,
то синий цвета, и глазу он предстаёт поочерёдно во всех цветах радуги.
|
||||||||||||
|
2.Какое из
приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
|
||||||||||||
|
3.Какое
слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из
предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
|
||||||||||||
|
4.Укажите
верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
|
||||||||||||
|
5.Укажите
верную морфологическую характеристику слова ПОКРЫТО (предложение 3).
|
||||||||||||
|
6.Укажите
значение слова ИГРА (предложение 4).
|
||||||||||||
|
Прочитайте текст и выполните
задания 7-12.
(1)…
(2)Однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (3)До
сих пор неясно и то, обладает ли морская мышь цветным зрением. (4)Если нет,
то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает
врагов, либо приманивает добычу. (5)Если морская мышь всё же способна
воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с
продолжением рода. (6)… для нас гораздо важнее то обстоятельство, что
двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе
эволюции на протяжении миллионов лет, начинает находить своё применение в
волоконно-оптических кабелях нового поколения.
|
||||||||||||
|
8.Какое
слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении
текста?
|
||||||||||||
|
9.Какое
слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из
предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
|
||||||||||||
|
10.Укажите
верную характеристику третьего (3) предложения текста.
|
||||||||||||
|
11.Укажите
верную морфологическую характеристику слова ПОКА (предложение 2).
|
||||||||||||
|
12.Укажите
значение слова ЭВОЛЮЦИЯ (предложение 6).
|
||||||||||||
|
Прочитайте
текст и выполните задания 13-24
(1)Оставляя пока в стороне все материальные выгоды,
которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая
доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего
духовного развития. (2)Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые
они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть
совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую
принадлежность нашего «я». (3)Каждый человек представляет собой независимое и
обособленное целое. (4)Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть
иметь своё действительно своим, – идеал образованного человека. (5)Но
приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём
долгого и упорного изучения наук. (6)Имея свои убеждения, мы формируем
определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это
уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7)Да, кроме того, одно
чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже
служит для человека источником высоких наслаждений.
(8)Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким
людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения.
(9)Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в
их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с
получением материальных преимуществ. (10)В этом случае «плоды учения» ещё
более очевидны. (11)Раз человек достиг известного положения в обществе, если
он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения
становится для него прямой реальной действительностью. (12)Но можно нередко
встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных
условий существования, не получив в молодости достаточного образования,
вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в
качестве полезного члена общества. (13)Эти люди, если они не испытали всех
трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и
начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14)Пока не сделаются образованными,
они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди
получают после многих лет труда и лишений ради образования.
(15)Вместе с теми, кому мешали раньше учиться
внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят
все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни
на разные забавы», с сожалением говорил:
(16) Грустно думать, что напрасно
Была нам
молодость дана!
(17)Выгоду образования можно сравнить с урожаем на
земле крестьянина. (18)Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится
всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни
одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. (19)Но честно
потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного
материального достатка на круглый год.
(По А.Ф.
Лосеву)
|
||||||||||||
|
14.Какой(-ие)
тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 5 – 10?
|
||||||||||||
|
15.В каком
предложении употреблены контекстные синонимы?
|
||||||||||||
|
16.Укажите
способ образования слова БЛИЗОРУКОСТИ (в предложении 8).
|
17.Из
предложений 17 – 19 выпишите производный предлог.
|
18.Из
предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
|
19.Среди
предложений 8 – 14 найдите сложное, в состав которого входит односоставное
безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
|
20.Среди предложений
1 – 7 найдите предложения, которые осложнены обособленным обстоятельством.
Напишите номера этих предложений.
|
21.Среди
предложений 9 – 14 найдите сложное предложение, в состав которого входят два
придаточных условия. Напишите номер этого сложного предложения.
|
22.Среди
предложений 12 – 15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи
указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого
предложения.
|
23.«Тропы, например, _____ (“«сладкий плод» учения”
в предложении 11), действие которых усиливает такой приём, как _____
(“формирование в нас личности, именно личности…” в предложении 2), и
экспрессивные синтаксические конструкции, в частности _____ (“в
отношении к людям, обществу, государству” в предложении 6), а также
_____ (“погубив много жизни на разные забавы” в предложении 15,
предложение 16) делают речь автора эмоциональной и убедительной».
Список
терминов:
|
24.Напишите
УСТНО сочинение по
прочитанному тексту.
|
Прочитайте текст и выполните задания 25-35.
(1)Любите ли вы литературу так, как люблю её я?
(2)То есть любите ли вы читать книги?
(3)Затратное занятие. (4)Но это как посмотреть.
(5)Есть книги,
не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. (6)Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей.
(7)Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о
себе, но не знал, что знает.
(8)Есть и другие. (9)Потраченное на них время
вычеркнуто из жизни. (10)Будто просидел три часа на бесполезном собрании.
(11)После таких книг становишься только глупее.
(12)Вечная проблема выбора. (13)Электронные версии
толстых журналов немного облегчают жизнь. (14)Можно спокойно полистать,
присмотреться, принюхаться. (15)Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за
две-три недели. (16)А в «толстяках» редакционный цикл – полгода, а то и
больше. (17)Ничего удивительного, что многие писатели предпочитают не
связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство. (18)Так и
получается: заходишь в любой книжный – глаза разбегаются. (19)Хочется купить
всё. (20)Как голодный перед колбасной витриной. (21)Но уже знаешь, что не всё
съедобное. (22)А что съедобное и что несъедобное? (23)На обложках рейтинговые
звёзды не вытиснены. (24)А те, что вытиснены, враньё. (25)Плавали, знаем,
успели распробовать.
(26)Экспансия коммерческой литературы сужает круг
потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много.
(27)Казалось бы, что за беда? (28)Читают – и пусть себе. (29)Всё лучше, чем
пьянствовать. (30)Но не так-то всё просто.
(31)Есть книги, без которых можно спокойно прожить.
(32)Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. (33)А есть
книги, без которых жить трудно. (34)И если в юности не попалась книга,
перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. (35)Он будет жевать
литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о
том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе никакого
отношения не имеет. (36)И таких читателей становится всё больше.
(37)Но неужели всё так безнадёжно? (38)Неужели
читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? (39)К
счастью, нет. (40)Поразительная закономерность. (41)Живая книга чудом
пробивается к читателю. (42)И диктат рынка ей не слишком большая помеха.
(По
В. Иванову)
|
||||||||||||
|
26.Укажите
предложение, в котором использованы антонимы.
|
||||||||||||
|
27.Укажите
способ образования слова ЗАКОНОМЕРНОСТЬ (предложение 40).
|
28.Из
предложений 38 – 42 выпишите все частицы.
|
29.Из
предложений 7 – 8 выпишите подчинительное словосочетание со связью
ПРИМЫКАНИЕ.
|
30.Среди
предложений 12 – 18 найдите сложное, в состав которого входит односоставное
неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.
|
31.Среди
предложений 5 – 11 найдите предложение, в котором есть необособленное
распространённое определение. Напишите номер этого предложения.
|
32.Среди
предложений 1 – 6 найдите сложные предложения, в состав которых входит(-ят)
придаточное(-ые) определительное(-ые). Напишите номера этих сложных
предложений.
|
33.Среди
предложений 37 – 42 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи
союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
|
34.«Автор ведёт диалог с читателем, используя
такой приём, как _____ (предложения 27 – 29, 37 – 39). Общение автора с
читателем эмоционально, полемично, что подчёркивает, например, употреблённое
в тексте _____ («враньё»). Такой приём, как _____ («можно спокойно прожить» в
предложении 31 – «без которых жить трудно» в предложении 33), и такой
троп, как _____ (в предложении 34), позволили автору очень убедительно
и образно высказать свою точку зрения».
Список
терминов:
|
35.Напишите
УСТНО сочинение по прочитанному
тексту.
|
Прочитайте
текст и выполните задания 36-47.
(1)Наукой заниматься трудно. (2)Это
хорошо знает тот, кто посвятил ей жизнь. (3)Научное призвание всегда связано
с большой долей риска и смелости, поскольку учёный взваливает на свои плечи
заведомо трудную ношу и обязан проявлять поистине изощрённое
терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно переживаемой им драме
личной борьбы с интеллектуальной темнотой во имя достижения ясности.
(4)Научная мысль примечательна тем, что она является одним из организующих
начал человеческой психики и что она направлена на сохранение, постоянное
обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. (5)Именно
поэтому она предполагает смелость, постоянство, упорство, что и придаёт
будничному труду учёного подлинный драматизм.
(6)Наукой заниматься не только трудно. (7)Наукой
заниматься необходимо. (8)Исследовательская деятельность – мудрый педагог –
воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и
тонкость мышления. (9)По-моему, чем больше людей получают навыки исследования,
тем лучше обществу. (10)При помощи ума человек может не только познать мир,
но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое качество, не
существовавшее до того в природе.
(11)Наукой заниматься не только необходимо.
(12)Наукой заниматься […]. (13)Во-первых, потому, что преодолённая трудность
приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание
повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы.
(14)Во-вторых, потому, что исследовательская деятельность придаёт смысл
повседневности. (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает
удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.
(16)Предмет познания неисчерпаем не только для
разума, но и для нашей любви, наших чувств. (17)«Почему вы всю жизнь
занимаетесь червями?» – спросили одного учёного. (18)«Червяк такой длинный,
а жизнь такая короткая», – ответил он. (19)Давно прозвучали эти слова, и вот
недавно в одном из городков Австралии открыли… Музей червей, там посетителям
предлагают почувствовать себя в роли червяка, проползти по лабиринту, побыть
«внутри» червяка. (20)Вы хотели бы посетить этот музей? (21)Хотели бы сводить
туда своих детей? (22)Вы гордились бы этим музеем, если бы он был в вашем
городе, рассказывали бы о нём своим гостям? (23)А вы подумайте, ведь началось
всё с любви исследователей-одиночек к своим предметам исследования.
(24)Труд и любовь. (25)Труд и удовольствие. (26)Труд
и радость от труда, сразу же – радость, не тогда, когда плоды и результаты, а
радость до вызревания плодов, в трепетном ожидании их и выращивании.
(27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как
зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей,
не позволяя им властвовать душой. (28)Обида на товарища, сказавшего не то или
не так, критика со стороны начальства, скандал в семье, непонятное
недомогание – любой негативный фактор теряет силу, как только мы погружаемся
в мир собственных исследований. (29)Даже самый искусный мозг не способен
одновременно классифицировать накопленный материал и накопленные
неприятности. (30)В этом плане наука целебна для здоровья. (31)Наука
помогает пережить даже беду, поскольку, хоть и на короткий срок, но сильно и
крепко овладевает пострадавшим сознанием.
(По В.
Харченко)
|
||||||||||||
|
37.Какой(-ие)
тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 11 – 15?
|
||||||||||||
|
38.Укажите,
в каком значении употребляется слово ИСКУСНЫЙ (предложение 29).
|
||||||||||||
|
39.Укажите
способ образования слова ОБНОВЛЕНИЕ (предложение 4).
|
40.Из
предложений 16 – 18 выпишите все союзы.
|
41.Укажите
тип подчинительной связи в словосочетании ЖЕЛАНИЕ ПОВТОРИТЬ (предложение 13).
|
42.Среди
предложений 18 – 23 найдите сложное, частью которого является(-ются)
односоставное(-ые) неопределённо-личное(-ые) предложение(-я). Напишите номер
этого сложного предложения.
|
43.Среди
предложений 4 – 10 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите
номер этого предложения.
|
44.Среди
предложений 2 – 10 найдите сложноподчинённое предложение с однородными
придаточными. Напишите номер этого сложного предложения.
|
45.Среди
предложений 4 – 8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи
контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
|
46.«Автор статьи широко употребляет разнообразные
средства выразительности: такой приём, как _____ (предложения 20 –23), и
синтаксическое средство-_____ (предложения 8, 27). Желая убедить читателя,
В. Харченко использует такие средства выразительности, как _____
(предложения 1, 6, 7, 11, 12) и _____ («испытать сладость победы», «не
позволять властвовать» и т.п.)».
Список
терминов:
|
47.Напишите
УСТНО сочинение по
прочитанному тексту.
|
Прочитайте текст и выполните
задания 48-53.
(1)…
(2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и
систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных
воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они
способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех
физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций
организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы
организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий
существования могло бы привести к его гибели. (6)… адаптация играет очень
важную роль в жизнедеятельности организмов.
|
||||||||||||
|
49.Какое
из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении
текста?
|
||||||||||||
|
50.Какие
слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из
частей сложного предложения текста?
|
||||||||||||
|
51.Укажите
верную характеристику третьего (3) предложения текста.
|
||||||||||||
|
52.Укажите
предложение, в котором есть личное местоимение.
|
||||||||||||
|
53.Укажите
значение слова СПОСОБНОСТЬ (предложение 5).
|
||||||||||||
|
Прочитайте
текст и выполните задания 54-59.
(1)… (2)Он экспериментально определил коэффициенты
трения и пришёл к идее шарикового подшипника. (3)В его эскизах представлены
весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор
применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках.
(4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования
вращательного движения в поступательное и наоборот, придумал роликовую
цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве
других механизмов. (5)Конструирование сложных машин и их элементов привело
Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов – пространственных
и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными
скоростями вращения. (6)… оно послужило фундаментом, на котором спустя века
выросла классическая инженерная механика.
|
||||||||||||
|
55.Какое
из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска
в шестом предложении?
|
||||||||||||
|
56.Какие
слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из
частей сложного предложения текста?
|
||||||||||||
|
57.Укажите
верную характеристику третьего (3) предложения текста.
|
||||||||||||
|
58.Укажите
правильную морфологическую характеристику слова ВРАЩАТЕЛЬНОЕ в (предложение
4).
|
||||||||||||
|
59.Укажите
значение слова ФУНДАМЕНТ в предложении 6.
|
||||||||||||
|
Прочитайте
текст и выполните задания 60-71.
(1)Имя
собственное «принадлежит себе», потому что в древнерусском языке собь (себе)
– это собственность (отсюда, между прочим, и слово «свобода»). (2)Чужое имя –
другая судьба. (3)Язычники тщательно подбирали имя наследнику: не случилось
бы чего плохого.
(4)Имя
человека – имя собственное, оно показывает, каков человек есть и каким его
хотят видеть.
(5)История
же такова. (6)В древности личных имён накапливалось у каждого человека
достаточно. (7)Родился вторым в семье – Другой, неповоротлив и вял – Леной
(ленивый), родитель верит в твою славу – Ярослав, поп окрестил – Пётр… и так
далее, в зависимости от судьбы, от того, как сложится жизнь. (8)Одна дочь –
Румяна, другая – Беляна, хороша и та, и другая… (9)Именем личным могло стать
также любое слово – если оно относилось к конкретному человеку.
(10)Мы
сказали бы: не именем, а прозвищем. (11)Смысл слова прозвище ясен: про
– зов – ище. (12)Корень -зов- тот же, что в словах звать,
и зов, и призыв. (13)Зовом призывают человека, зовут его. (14)Важнее
приставка про-. (15)Про- – это то, что будет, что находится
«перед» чем-то. (16)Про- всегда в движении. (17)Это то, чего ещё
нужно достичь. (18)Следовательно, прозвище – то, что дают впрок, на
всякий случай, чтобы не только звать человека, но и призвать на
него все добрые силы. (19)Потому имена давались хорошие, светлые, добрые.
(20)Потом
появилось отчество. (21)Слово то же, что и отечество. (22)Старое
слово дало две формы, и каждая рачительно использована. (23)У одной остались
оба гласных, эта форма стала обозначать место рождения – отечество. (24)У
другой формы в разговорной речи остался только один прежний краткий гласный: отчество. (25)Отчество от
имени отличается, посредством отчества человек показан прилагательным,
которое как бы прилагается к человеку, ему полагается по статусу, выделяя в
принадлежности не его самого, а весь его род. (26)В именовании отчеством
признание общественных заслуг всего рода. (27)Отчество есть «имя по
отечеству», по отцу, семейное имя.
(28)Насколько
хорош и удобен в общении русский обычай называть человека не только по имени,
но и по отчеству? (29)Сохранять ли отчество при личном имени – это вопрос о
ценностях национальной традиции.
(30)Обращение
к человеку по отчеству связано с обычаем наследования по отцовской линии.
(31)Начиная с Древней Руси по отчеству называли стольных князей, затем и
удельных, мелких, позже – бояр, ещё позже – именитых купцов. (32)Деловые
люди, купцы, при Петре получившие право «называться по отечеству», целовали
руки своего императора за неизбывную честь, включившую их в ряды «новых
русских» ХVIII века.
(33)Отчество
– по отцу, фамилия – по роду, и только личное имя всегда твоё, с ним ты
личность, и чего заслужишь, так тебя и нарекут: Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка,
Ванька, Ванёк – ведь это всё разные имена.
(34)Сегодня
мы во многом подражаем деловитым американцам. (35)Даже вместо русских слов
частенько подставляем соответствующие английские. (36)Так и с именем. (37)У
них Боб, Джек, Джон и даже президент всего лишь Билли – и у нас похожее.
(38)Говорят, например, Влад, и тогда не ясно, кто есть этот Влад: Владислав,
Владимир или ещё кто?
(39)Не
имя, конечно, создаёт личность. (40)Хотя и имя – не последнее дело, обычно
оно вскрывает некоторую сущность человека. (41)Я убеждён в этом.
(По В.В.
Колесову)
|
||||||||||||
|
61.Какой(-ие)
тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 34 – 41?
|
||||||||||||
|
62.Укажите
предложение, в котором использован фразеологизм.
|
||||||||||||
|
63.Укажите
способ образования слова НАСЛЕДНИКУ (предложение 3).
|
64.Из
предложений 30 – 32 выпишите страдательное причастие.
|
65.Из предложения
40 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
|
66.Среди
предложений 33 – 40 найдите сложные предложения, в состав которых входит
односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номера этих сложных
предложений.
|
67.Среди
предложений 28 – 33 найдите предложение, в котором есть обособленные
распространённые определения. Напишите номер этого предложения.
|
68.Среди
предложений 10 – 19 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным
подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
|
69.Среди
предложений 30 – 37 найдите такое, которое соединяется с одним из предыдущих
при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
|
70.«В.В. Колесов, современный учёный-лингвист,
использует в своей статье такие лексические средства, как _____ (например,
«нарекут»), _____ («корень», «форма слова», «разговорная речь»). Но с какой
целью автор использовал в предложении 32 _____ «новые русские»? Так
выражается лёгкая усмешка автора над нашими далёкими предками, которые,
совсем как многие из нас, хотели показать свою важность. _____,
использованный автором в предложении 33, лишний раз подчёркивает, какое
разное значение может быть у имени».
Список
терминов:
|
71.Напишите
УСТНО сочинение по
прочитанному тексту.
|
Прочитайте
текст и выполните задания 72-83.
(1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате
движется, но увидеть, как она движется, нельзя. (2)То же происходит и с
языком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит.
(5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется
русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни
стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые
общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый
язык. (8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам
надоело выражение «сойти с ума» – мы говорим «крыша поехала». (9)Или
разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».(10)Русский язык, по
словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает
иностранные слова, если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда
всё делается в меру. (12)А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают
«сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас
сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю. (15)Кроме того, немаловажно,
из каких источников появляются новые слова языка. (16)Сейчас, например, идёт
поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного
жаргона: «разборка», «халява». (17)Многие печатные органы используют
«непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать
не надо. (18)В Думе несколько лет обсуждался «3акон о русском языке».
(19)Закон, конечно же, нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе, то
должен быть и механизм наказания за его нарушение. (21)Однако представляется
несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за
ошибки в русском языке. (22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно
заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23)Были уже
такие тщетные попытки. (24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый
язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал, как правильно
говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно,
не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают
теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения
звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится
американская интонация. (30)И молодёжь начинает им подражать. (31)Бывает,
ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится,
безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них
подвержены моде.(33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно
разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. (34)Ведь язык
подчиняется людям, которые им пользуются. (35)Он приспосабливается к
потребностям общества. (36)Если в нашем обществе сегодня существует
потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык
пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37)Если у нас
главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то
язык повернётся сюда. (38)За что его ругать? (39)Он отражает состояние
общества. (40)Так что не язык надо сейчас исправлять.
(По В.
Костомарову)
|
||||||||||||
|
73.Какой(-ие)
тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 33 – 40?
|
||||||||||||
|
74.Укажите
значение слова ТЩЕТНЫЕ в предложении 23.
|
||||||||||||
|
75.Из
предложений 26 – 29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным
способом.
|
76.Из
предложений 1 – 5 выпишите все указательные местоимения.
|
77.Из
предложений 33 – 35 выпишите подчинительное словосочетание со связью
СОГЛАСОВАНИЕ.
|
78.Среди
предложений 2 – 11 найдите сложные, в состав которых входят односоставные
безличные предложения. Напишите номера этих сложных предложений.
|
79.Среди
предложений 22 – 32 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством.
Напишите номер этого предложения.
|
80.Среди
предложений 1 – 10 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
|
81.Среди предложений
33 – 37 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи
личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
|
82.«…Статья известного языковеда В.Г. Костомарова
посвящена не собственно лингвистическим, а скорее социальным проблемам.
Задача автора – дать объяснение некоторых явлений и их оценку. При этом
В.Г. Костомаров часто прибегает к вводным словам, выражающим его
отношение к проблеме. Важную роль играют такой приём, как _____ (например, в
предложениях 36 – 37), и троп- _____ (в предложениях 1 – 4). Выразить
авторскую оценку явлений помогают такие лексические средства, как _____ («сэндвичи»,
«ленчи», «дисплеи» в предложении 13), _____ («что ни
говори», «бог знает что»), риторический вопрос и другие».
Список терминов:
|
83.Напишите
УСТНО сочинение по прочитанному
тексту.
|
Прочитайте
текст и выполните задания 84-
(1)… (2)А
зачем он нужен? (3)Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями
при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство
общения. (4)Во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять
коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. (5)Наконец,
язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли,
чувства, эмоции. (6)… без языка не было бы самого человека, потому что всё
то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и
закрепляется в языке.
|
||||||||||||
|
85.Какое
из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении
текста?
|
||||||||||||
|
86.Укажите
правильную морфологическую характеристику слова НЕОБХОДИМ из четвёртого (4)
предложения текста.
|
||||||||||||
|
87.Укажите
значение слова ЗАКРЕПЛЯТЬ в предложении 4.
|
||||||||||||
|
88.Какое
из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом
тексте?
|
||||||||||||
|
89.Укажите
верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
|
||||||||||||
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий