четверг, 9 марта 2017 г.

задание на 14-16 марта. Открытый банк ФИПИ

Прочитайте текст и выполните задания 1-6.
(1)… (2)Морская мышь является весьма симпатичным червём размером в несколько сантиметров. (3)Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков, которые переливаются всеми цветами радуги. (4)Игра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп, становится отчётливо видно их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. (5)Эта структура отличается удивительной упорядоченностью, а линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света. (6)… можно с уверенностью утверждать, что в волосках морской мыши имеется двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно, отражается только красная составляющая, если же свет падает наклонно, то волосок отражает (в зависимости от угла) то жёлтый, то зелёный, то синий цвета, и глазу он предстаёт поочерёдно во всех цветах радуги.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
  
 1) 
Некоторые виды млекопитающих, в основном мышевидные грызуны, питаются хлебными злаками.
  
 2) 
В конце XX века учёные обнаружили, что ворсинки их меха являются даже не одномерным, а полноценным двумерным фотонным кристаллом.
  
 3) 
Большой интерес представляют так называемые морские мыши, обитающие на глубине нескольких километров в пучине южных морей.
  
 4) 
Многие виды млекопитающих имеют ценный мех и служат важными объектами промысла.
Конец формы
Начало формы
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
  
 1) 
К счастью,
  
 2) 
Поэтому
  
 3) 
Потому что
  
 4) 
Чтобы
Конец формы
Начало формы
3.Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
  
 1) 
морская мышь является (предложение 2)
  
 2) 
тело покрыто бахромой (предложение 3)
  
 3) 
переливаются (предложение 3)
  
 4) 
поместить (предложение 4)
Конец формы
Начало формы
4.Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
  
 1) 
сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
  
 2) 
сложносочинённое
  
 3) 
сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
  
 4) 
сложноподчинённое
Конец формы
Начало формы
5.Укажите верную морфологическую характеристику слова ПОКРЫТО (предложение 3).
  
 1) 
причастие
  
 2) 
наречие
  
 3) 
прилагательное
  
 4) 
деепричастие
Конец формы
Начало формы
6.Укажите значение слова ИГРА (предложение 4).
  
 1) 
свойственное некоторым шипучим напиткам движение пузырьков газа
  
 2) 
ряд преднамеренных действий, преследующих определённую цель
  
 3) 
быстрая смена пятен света, красок
  
 4) 
исключительное, редкое явление
Конец формы
Начало формы
Прочитайте текст и выполните задания 7-12.
(1)… (2)Однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (3)До сих пор неясно и то, обладает ли морская мышь цветным зрением. (4)Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу. (5)Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода. (6)… для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает находить своё применение в волоконно-оптических кабелях нового поколения.
7.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
  
 1) 
Одномерные фотонные структуры обнаружили и на теле мерцающей медузы.
  
 2) 
Для большинства людей мышь – это небольшой вредный грызун, который частенько докучает жителям частных домов и первых этажей.
  
 3) 
Медуза искусно управляет своими щупальцами.
  
 4) 
Сложное строение волосков меха морской мыши, конечно, не было создано природой случайно.
Конец формы
Начало формы
8.Какое слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
  
 1) 
Впрочем,
  
 2) 
Потому что
  
 3) 
Поэтому
  
 4) 
Следовательно,
Конец формы
Начало формы
9.Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
  
 1) 
зоологи пока не могут (предложение 2)
  
 2) 
нет (предложение 4)
  
 3) 
блики как-то связаны (предложение 5)
  
 4) 
важнее то (предложение 6)
Конец формы
Начало формы
10.Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
  
 1) 
сложноподчинённое
  
 2) 
сложносочинённое
  
 3) 
сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями
  
 4) 
бессоюзное сложное
Конец формы
Начало формы
11.Укажите верную морфологическую характеристику слова ПОКА (предложение 2).
  
 1) 
частица
  
 2) 
союз
  
 3) 
наречие
  
 4) 
предлог
Конец формы
Начало формы
12.Укажите значение слова ЭВОЛЮЦИЯ (предложение 6).
  
 1) 
учение о постепенном развитии жизни
  
 2) 
внезапный скачок, резкий переход от одного качественного состояния к другому
  
 3) 
изменение нормального положения элементов
  
 4) 
постепенный переход от одного качественного состояния к другому
Конец формы
Начало формы
Прочитайте текст и выполните задания 13-24
(1)Оставляя пока в стороне все материальные выго­ды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2)Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формиро­вание в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемле­мую принадлежность нашего «я». (3)Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. (4)Быть цельным, быть самостоятельной едини­цей, то есть иметь своё действительно своим, – идеал об­разованного человека. (5)Но приобрести убеждения, ко­торые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. (6)Имея свои убеж­дения, мы формируем определённое отношение к ок­ружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7)Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.
(8)Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. (9)Многие при изучении на­ук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «об­разования» всегда соединяется с получением матери­альных преимуществ. (10)В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11)Раз человек достиг известного по­ложения в обществе, если он обеспечил себе безбедное су­ществование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. (12)Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли ви­не или просто из-за дурных условий существо­вания, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и под­готовки для деятельности в качестве полезного члена общества. (13)Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начина­ют «учиться» уже в зрелых годах. (14)Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получа­ют после многих лет труда и лишений ради образования.
(15)Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:
(16) Грустно думать, что напрасно
       Была нам молодость дана!
(17)Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. (18)Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. (19)Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удо­вольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год.
(По А.Ф. Лосеву)
13.В каком предложении текста выражена мысль автора о том, что полноценная личность может сформироваться только в процессе изучения наук?
  
 1) 
5
  
 2) 
8
  
 3) 
9
  
 4) 
11
Конец формы
Начало формы
14.Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 5 – 10?
  
 1) 
описание и повествование
  
 2) 
повествование
  
 3) 
описание
  
 4) 
рассуждение
Конец формы
Начало формы
15.В каком предложении употреблены контекстные синонимы?
  
 1) 
7
  
 2) 
9
  
 3) 
13
  
 4) 
19
Конец формы
Начало формы
16.Укажите способ образования слова БЛИЗОРУКОСТИ (в предложении 8).
Конец формы
Начало формы
17.Из предложений 17 – 19 выпишите производный предлог.
Конец формы
Начало формы
18.Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Конец формы
Начало формы
19.Среди предложений 8 – 14 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
Конец формы
Начало формы
20.Среди предложений 1 – 7 найдите предложения, которые осложнены обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
Конец формы
Начало формы
21.Среди предложений 9 – 14 найдите сложное предложение, в состав которого входят два придаточных условия. Напишите номер этого сложного предложения.
Конец формы
Начало формы
22.Среди предложений 12 – 15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Конец формы
Начало формы
23.«Тропы, например, _____ (“«сладкий плод» учения” в предложении 11), действие которых усиливает такой приём, как _____ (“формиро­вание в нас личности, именно личности…” в предложении 2), и экспрессивные синтаксические конструк­ции, в частности _____ (“в отношении к людям, обществу, государству” в предложении 6), а также _____ (“погубив много жизни на разные забавы” в предложе­нии 15, предложение 16) делают речь автора эмоциональной и убедительной».
Список терминов:
1)
метафора
2)
диалектизмы
3)
лексический повтор
4)
ряд однородных членов
5)
литота
6)
парцелляция
7)
просторечное слово
8)
цитирование
9)
риторическое обращение
Конец формы
Начало формы
24.Напишите УСТНО сочинение по прочитанному тексту.
Конец формы
Начало формы
Прочитайте текст и выполните задания 25-35.
(1)Любите ли вы литературу так, как люблю её я? (2)То есть любите ли вы читать книги?
(3)Затратное занятие. (4)Но это как посмотреть. (5)Есть книги,
не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. (6)Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей.
(7)Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает.
(8)Есть и другие. (9)Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. (10)Будто просидел три часа на бесполезном собрании. (11)После таких книг становишься только глупее.
(12)Вечная проблема выбора. (13)Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь. (14)Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться. (15)Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. (16)А в «толстяках» редакционный цикл – полгода, а то и больше. (17)Ничего удивительного, что многие писатели предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство. (18)Так и получается: заходишь в любой книжный – глаза разбегаются. (19)Хочется купить всё. (20)Как голодный перед колбасной витриной. (21)Но уже знаешь, что не всё съедобное. (22)А что съедобное и что несъедобное? (23)На обложках рейтинговые звёзды не вытиснены. (24)А те, что вытиснены, враньё. (25)Плавали, знаем, успели распробовать.
(26)Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много. (27)Казалось бы, что за беда? (28)Читают – и пусть себе. (29)Всё лучше, чем пьянствовать. (30)Но не так-то всё просто.
(31)Есть книги, без которых можно спокойно прожить. (32)Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. (33)А есть книги, без которых жить трудно. (34)И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. (35)Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе никакого отношения не имеет. (36)И таких читателей становится всё больше.
(37)Но неужели всё так безнадёжно? (38)Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? (39)К счастью, нет. (40)Поразительная закономерность. (41)Живая книга чудом пробивается к читателю. (42)И диктат рынка ей не слишком большая помеха.
                                                                                                                       (По В. Иванову)
25.Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 31 – 36?
  
 1) 
повествование и описание
  
 2) 
повествование
  
 3) 
описание
  
 4) 
рассуждение
Конец формы
Начало формы
26.Укажите предложение, в котором использованы антонимы.
  
 1) 
5
  
 2) 
18
  
 3) 
21
  
 4) 
26
Конец формы
Начало формы
27.Укажите способ образования слова ЗАКОНОМЕРНОСТЬ (предложение 40). 
Конец формы
Начало формы
28.Из предложений 38 – 42 выпишите все частицы.
Конец формы
Начало формы
29.Из предложений 7 – 8 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Конец формы
Начало формы
30.Среди предложений 12 – 18 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.
Конец формы
Начало формы
31.Среди предложений 5 – 11 найдите предложение, в котором есть необособленное распространённое определение. Напишите номер этого предложения.
Конец формы
Начало формы
32.Среди предложений 1 – 6 найдите сложные предложения, в состав которых входит(-ят) придаточное(-ые) определительное(-ые). Напишите номера этих сложных предложений.
Конец формы
Начало формы
33.Среди предложений 37 – 42 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Конец формы
Начало формы
34.«Автор ведёт диалог с читателем, используя такой приём, как _____ (предложения 27 – 29, 37 – 39). Общение автора с читателем эмоционально, полемично, что подчёркивает, например, употреблённое в тексте _____ («враньё»). Такой приём, как _____ («можно спокойно прожить» в предложе­нии 31 – «без которых жить трудно» в предложении 33), и такой троп, как _____ (в предложе­нии 34), позволили автору очень убедительно и образно высказать свою точку зрения».
Список терминов:
1)
метафора
2)
диалектизм
3)
лексический повтор
4)
ряды однородных членов
5)
эпитеты
6)
парцелляция
7)
просторечное слово
8)
вопросно-ответная форма изложения
9)
противопоставление
Конец формы
Начало формы
35.Напишите УСТНО сочинение по прочитанному тексту.
Конец формы
Начало формы
Прочитайте текст и выполните задания 36-47.
(1)Наукой заниматься трудно(2)Это хорошо знает тот, кто посвятил ей жизнь. (3)Научное призва­ние всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку учёный взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан про­являть поистине изощрённое терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно переживаемой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой во имя достижения ясности. (4)Научная мысль примеча­тельна тем, что она является одним из организующих начал человечес­кой психики и что она направлена на сохранение, постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. (5)Именно поэтому она предполагает смелость, по­стоянство, упорство, что и придаёт будничному труду учёного подлинный драматизм.
(6)Наукой заниматься не только трудно. (7)Наукой заниматься необходимо. (8)Исследовательская деятельность – мудрый педагог – воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. (9)По-моему, чем больше людей получают навыки исследования, тем лучше обществу. (10)При помощи ума человек мо­жет не только познать мир, но может своей волей изме­нять среду обитания, создавать новое качество, не существовавшее до того в природе.
(11)Наукой заниматься не только необходимо. (12)Наукой заниматься […]. (13)Во-первых, потому, что преодолённая трудность приносит малень­кое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повто­рить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы. (14)Во-вторых, потому, что исследователь­ская деятельность придаёт смысл повседневности. (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноруч­но выполняемой работы.
(16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для на­шей любви, наших чувств. (17)«Почему вы всю жизнь занимаетесь червя­ми?» – спросили одного учёного. (18)«Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», – ответил он. (19)Давно прозвучали эти слова, и вот недавно в одном из городков Австралии открыли… Музей червей, там посетителям предлагают по­чувствовать себя в роли червяка, проползти по лабиринту, побыть «внутри» червяка. (20)Вы хотели бы посетить этот музей? (21)Хотели бы сводить туда своих детей? (22)Вы гордились бы этим музе­ем, если бы он был в вашем городе, рассказывали бы о нём своим гостям? (23)А вы подумайте, ведь началось всё с любви исследователей-одиночек к сво­им предметам исследования.
(24)Труд и любовь. (25)Труд и удовольствие. (26)Труд и радость от труда, сразу же – радость, не тогда, когда плоды и результаты, а радость до вызрева­ния плодов, в трепетном ожидании их и выращивании.
(27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над голо­вой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой. (28)Обида на товарища, сказавшего не то или не так, критика со стороны начальства, скандал в семье, непонят­ное недомогание – любой негативный фактор теряет силу, как только мы погружаемся в мир собственных исследований. (29)Даже самый ис­кусный мозг не способен одновременно классифицировать накоплен­ный материал и накопленные неприятности. (30)В этом плане наука це­лебна для здоровья. (31)Наука помогает пережить даже беду, поскольку, хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим сознанием.
(По В. Харченко)
36.Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 12?
  
 1) 
легко
  
 2) 
тщетно
  
 3) 
неприятно
  
 4) 
приятно
Конец формы
Начало формы
37.Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 11 – 15?
  
 1) 
описание
  
 2) 
рассуждение
  
 3) 
повествование и рассуждение
  
 4) 
повествование и описание
Конец формы
Начало формы
38.Укажите, в каком значении употребляется слово ИСКУСНЫЙ (предложение 29).
  
 1) 
обладающий высоким мастерством
  
 2) 
выполненный с большим умением и тонкостью
  
 3) 
сделанный наподобие настоящего, природного
  
 4) 
хорошо развитый, способный выполнять сложные задачи
Конец формы
Начало формы
39.Укажите способ образования слова  ОБНОВЛЕНИЕ  (предложение 4).
Конец формы
Начало формы
40.Из предложений 16 – 18 выпишите все союзы.
Конец формы
Начало формы
41.Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЖЕЛАНИЕ ПОВТОРИТЬ (предложение 13).
Конец формы
Начало формы
42.Среди предложений 18 – 23 найдите сложное, частью которого является(-ются) односоставное(-ые) неопределённо-личное(-ые) предложение(-я). Напишите номер этого сложного предложения.
Конец формы
Начало формы
43.Среди предложений 4 – 10 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
Конец формы
Начало формы
44.Среди предложений 2 – 10 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого сложного предложения.
Конец формы
Начало формы
45.Среди предложений 4 – 8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
Конец формы
Начало формы
46.«Автор статьи широко употребляет разнообразные средства выразительности: такой приём, как _____ (предложения 20 –23), и синтаксическое средство-_____ (предложения 8, 27). Желая убедить читателя, В. Харченко использует такие средства выразительности, как _____ (предложения 1, 6, 7, 11, 12) и _____ («испытать сладость победы», «не позволять властвовать» и т.п.)».
Список терминов:
1)
ряды однородных членов
2)
литота
3)
экспрессивный повтор
4)
ирония
5)
парцелляция
6)
диалектизм
7)
книжная лексика
8)
диалог с читателем
9)
восклицательные предложения
Конец формы
Начало формы
47.Напишите УСТНО сочинение по прочитанному тексту.
Конец формы
Начало формы
Прочитайте текст и выполните задания 48-53.
(1)… (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы привести к его гибели. (6)… адаптация играет очень важную роль в жизнедеятельности организмов.
48.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
  
 1) 
Существуют различные фармакологические препараты, которые способствуют адаптации.
  
 2) 
Рациональное питание обеспечивает нормальный обмен веществ, что повышает уровень адаптации.
  
 3) 
Приспособленность к определённым условиям внешней среды – важнейшее условие выживания живого организма.
  
 4) 
Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.
Конец формы
Начало формы
49.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
  
 1) 
Сначала
  
 2) 
Следовательно,
  
 3) 
Однако
  
 4) 
Впрочем,
Конец формы
Начало формы
50.Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
  
 1) 
нарушения вызывают (предложение 2)
  
 2) 
организмы способны (предложение 3)
  
 3) 
они способны адаптироваться (предложение 3)
  
 4) 
изменение могло (предложение 5)
Конец формы
Начало формы
51.Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
  
 1) 
сложноподчинённое
  
 2) 
сложное бессоюзное
  
 3) 
простое с однородными членами предложения
  
 4) 
сложносочинённое
Конец формы
Начало формы
52.Укажите предложение, в котором есть личное местоимение.
  
 1) 
5
  
 2) 
2
  
 3) 
3
  
 4) 
4
Конец формы
Начало формы
53.Укажите значение слова СПОСОБНОСТЬ (предложение 5).
  
 1) 
условие
  
 2) 
талант
  
 3) 
умение
  
 4) 
причина
Конец формы
Начало формы
Прочитайте текст и выполните задания 54-59.
(1)… (2)Он экспериментально определил коэффициенты тре­ния и пришёл к идее шари­кового подшипника. (3)В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зуб­чатых передач, которые до сих пор применя­ются в недорогих устройствах, например в меха­нических будильниках. (4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы уст­ройств для преобразования вращательного дви­жения в поступательное и наоборот, приду­мал роликовую цепь, которая и сегодня применя­ется в велосипедах, мотоциклах и множестве дру­гих механизмов. (5)Конструирование сложных ма­шин и их элементов привело Леонардо к созда­нию основ теории передаточных механизмов – пространственных и плоских зубчатых сцепле­ний, передач с гибкими звеньями и с переменны­ми скоростями вращения. (6)… оно послужило фунда­ментом, на котором спустя века выросла класси­ческая инженерная механика.
54.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
  
 1) 
Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике.
  
 2) 
Занимаясь вопросами гидравлики, учёные впервые исследовали течение жидкости, наблюдая за поведением зёрнышек проса.
  
 3) 
В эпоху Возрождения были попытки получить вакуум в опрокинутых колбах, вставленных в чаши с водой.
  
 4) 
Как известно, «золотым сечением» считают гармоничное соотношение пропорций предмета.
Конец формы
Начало формы
55.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
  
 1) 
Потому что
  
 2) 
Именно
  
 3) 
Наоборот,
  
 4) 
Вопреки этому
Конец формы
Начало формы
56.Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
  
 1) 
он определил (предложение 2)
  
 2) 
представлены варианты (предложение 3)
  
 3) 
цепь применяется (предложение 4)
  
 4) 
привело Леонардо (предложение 5)
Конец формы
Начало формы
57.Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
  
 1) 
сложносочинённое
  
 2) 
сложное бессоюзное
  
 3) 
сложноподчинённое
  
 4) 
простое осложнённое
Конец формы
Начало формы
58.Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВРАЩАТЕЛЬНОЕ в (предложение 4).
  
 1) 
имя прилагательное
  
 2) 
глагол
  
 3) 
причастие
  
 4) 
деепричастие
Конец формы
Начало формы
59.Укажите значение слова ФУНДАМЕНТ в предложении 6.
  
 1) 
основание из какого-либо прочного материала
  
 2) 
база, основа чего-либо
  
 3) 
значение, роль
  
 4) 
место, участок
Конец формы
Начало формы
Прочитайте текст и выполните задания 60-71.
(1)Имя собственное «принадлежит себе», потому что в древнерусском языке собь (себе) – это собственность (отсюда, между прочим, и слово «свобода»). (2)Чужое имя – другая судьба. (3)Язычники тщательно подбирали имя наследнику: не случилось бы чего плохого.
(4)Имя человека – имя собственное, оно показывает, каков человек есть и каким его хотят видеть.
(5)История же такова. (6)В древности личных имён накапливалось у каждого человека достаточно. (7)Родился вторым в семье – Другой, неповоротлив и вял – Леной (ленивый), родитель верит в твою славу – Ярослав, поп окрестил – Пётр… и так далее, в зависимости от судьбы, от того, как сложится жизнь. (8)Одна дочь – Румяна, другая – Беляна, хороша и та, и другая… (9)Именем личным могло стать также любое слово – если оно относилось к конкретному человеку.
(10)Мы сказали бы: не именем, а прозвищем. (11)Смысл слова прозвище ясен: про – зов – ище. (12)Корень -зов- тот же, что в словах звать, и зов, и призыв. (13)Зовом призывают человека, зовут его. (14)Важнее приставка про-. (15)Про- – это то, что будет, что находится «перед» чем-то. (16)Про- всегда в движении. (17)Это то, чего ещё нужно достичь. (18)Следовательно, прозвище – то, что дают впрок, на всякий случай, чтобы не только звать человека, но и призвать на него все добрые силы. (19)Потому имена давались хорошие, светлые, добрые.
(20)Потом появилось отчество. (21)Слово то же, что и отечество. (22)Старое слово дало две формы, и каждая рачительно использована. (23)У одной остались оба гласных, эта форма стала обозначать место рождения – отечество. (24)У другой формы в разговорной речи остался только один прежний краткий гласный: отчество. (25)Отчество от имени отличается, посредством отчества человек показан прилагатель­ным, которое как бы прилагается к человеку, ему полагается по статусу, выделяя в принадлежности не его самого, а весь его род. (26)В именовании отчеством признание общественных заслуг всего рода. (27)Отчество есть «имя по отечеству», по отцу, семейное имя.
(28)Насколько хорош и удобен в общении русский обычай называть человека не только по имени, но и по отчеству? (29)Сохранять ли отчество при личном имени – это вопрос о ценностях национальной традиции.
(30)Обращение к человеку по отчеству связано с обычаем наследования по отцовской линии. (31)Начиная с Древней Руси по отчеству называли стольных князей, затем и удельных, мелких, позже – бояр, ещё позже – именитых купцов. (32)Деловые люди, купцы, при Петре получившие право «называться по отечеству», целовали руки своего императора за неизбывную честь, включившую их в ряды «новых русских» ХVIII века.
(33)Отчество – по отцу, фамилия – по роду, и только личное имя всегда твоё, с ним ты личность, и чего заслужишь, так тебя и нарекут: Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванька, Ванёк – ведь это всё разные имена.
(34)Сегодня мы во многом подражаем деловитым американцам. (35)Даже вместо русских слов частенько подставляем соответствующие английские. (36)Так и с именем. (37)У них Боб, Джек, Джон и даже президент всего лишь Билли – и у нас похожее. (38)Говорят, например, Влад, и тогда не ясно, кто есть этот Влад: Владислав, Владимир или ещё кто?
(39)Не имя, конечно, создаёт личность. (40)Хотя и имя – не последнее дело, обычно оно вскрывает некоторую сущность человека. (41)Я убеждён в этом.
(По В.В. Колесову)
60.Какое утверждение противоречит содержанию текста?
  
 1) 
Язычники верили, что имя определяет судьбу человека.
  
 2) 
Традиция называть человека по отчеству возникла в Древней Руси.
  
 3) 
Смысл слова прозвище не ясен.
  
 4) 
Отчество при имени – это национальная русская традиция.
Конец формы
Начало формы
61.Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 34 – 41?
  
 1) 
повествование и описание
  
 2) 
повествование
  
 3) 
рассуждение
  
 4) 
описание
Конец формы
Начало формы
62.Укажите предложение, в котором использован фразеологизм.
  
 1) 
13
  
 2) 
26
  
 3) 
33
  
 4) 
40
Конец формы
Начало формы
63.Укажите способ образования слова  НАСЛЕДНИКУ  (предложение 3).
Конец формы
Начало формы
64.Из предложений 30 – 32 выпишите страдательное причастие.
Конец формы
Начало формы
65.Из предложения 40 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Конец формы
Начало формы
66.Среди предложений 33 – 40 найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номера этих сложных предложений.
Конец формы
Начало формы
67.Среди предложений 28 – 33 найдите предложение, в котором есть обособленные распространённые определения. Напишите номер этого предложения.
Конец формы
Начало формы
68.Среди предложений 10 – 19 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
Конец формы
Начало формы
69.Среди предложений 30 – 37 найдите такое, которое соединяется с одним из предыдущих при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Конец формы
Начало формы
70.«В.В. Колесов, современный учёный-лингвист, использует в своей статье такие лексические средства, как _____ (например, «нарекут»), _____ («корень», «форма слова», «разговорная речь»). Но с какой целью автор использовал в предложении 32 _____ «новые русские»? Так выражается лёгкая усмешка автора над нашими далёкими предками, которые, совсем как многие из нас, хотели показать свою важность. _____, использованный автором в предложении 33, лишний раз подчёркивает, какое разное значение может быть у имени».
Список терминов:
1)
сравнительный оборот
2)
литота
3)
фразеологическое сочетание
4)
устаревшие слова
5)
метафора
6)
парцелляция
7)
ряд однородных членов
8)
превосходная степень прилагательного
9)
терминологическая лексика
Конец формы
Начало формы
71.Напишите УСТНО сочинение по прочитанному тексту.
Конец формы
Начало формы
Прочитайте текст и выполните задания 72-83.
(1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. (2)То же происходит и с языком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит. (5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» – мы говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».(10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. (12)А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю. (15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. (16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо. (18)В Думе несколько лет обсуждался «3акон о русском языке». (19)Закон, конечно же, нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. (21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки. (24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация. (30)И молодёжь начинает им подражать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.(33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. (34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (35)Он приспосабливается к потребностям общества. (36)Если в нашем обществе сегодня существует потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37)Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. (38)За что его ругать? (39)Он отражает состояние общества. (40)Так что не язык надо сейчас исправлять.
(По В. Костомарову)
72.Какое утверждение соответствует точке зрения автора, выраженной в тексте?
  
 1) 
Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.
  
 2) 
Нужно оберегать язык от каких бы то ни было изменений и сохранять его таким, каким он был в предшествующую эпоху.
  
 3) 
Негативные изменения в обществе ведут к негативным изменениям в языке.
  
 4) 
Негативные изменения в языке ведут к негативным изменениям в обществе.
Конец формы
Начало формы
73.Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 33 – 40?
  
 1) 
повествование
  
 2) 
описание
  
 3) 
рассуждение и повествование
  
 4) 
рассуждение
Конец формы
Начало формы
74.Укажите значение слова ТЩЕТНЫЕ в предложении 23.
  
 1) 
бесцельные
  
 2) 
безуспешные
  
 3) 
старательные
  
 4) 
вредные
Конец формы
Начало формы
75.Из предложений 26 – 29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.  
Конец формы
Начало формы
76.Из предложений 1 – 5 выпишите все указательные местоимения.
Конец формы
Начало формы
77.Из предложений 33 – 35 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Конец формы
Начало формы
78.Среди предложений 2 – 11 найдите сложные, в состав которых входят односоставные безличные предложения. Напишите номера этих сложных предложений.
Конец формы
Начало формы
79.Среди предложений 22 – 32 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Конец формы
Начало формы
80.Среди предложений 1 – 10 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Конец формы
Начало формы
81.Среди предложений 33 – 37 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Конец формы
Начало формы
82.«…Статья известного языковеда В.Г. Костомарова посвящена не собственно лингвистическим, а скорее социальным проблемам. Задача автора – дать объяснение некоторых явлений и их оценку. При этом В.Г.  Костомаров часто прибегает к вводным словам, выражающим его отношение к проблеме. Важную роль играют такой приём, как _____ (например, в предложениях 36 – 37), и троп- _____ (в предложениях 1 – 4). Выразить авторскую оценку явлений помогают такие лексические средства, как _____ («сэндвичи», «ленчи», «дисплеи» в предложении 13), _____ («что ни говори», «бог знает что»), риторический вопрос и другие».
Список терминов:
1)
метонимия
2)
сравнение
3)
сравнительный оборот
4)
ирония
5)
разговорные слова и фразеологизмы
6)
заимствованные слова
7)
литота
8)
риторический вопрос
9)
синтаксический параллелизм
Конец формы
Начало формы
83.Напишите УСТНО сочинение по прочитанному тексту.
Конец формы
Начало формы
Прочитайте текст и выполните задания 84-
(1)… (2)А зачем он нужен? (3)Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения. (4)Во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. (5)Наконец, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. (6)… без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.
84.Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей пятого (5) предложения текста?
  
 1) 
человек мог
  
 2) 
человек мог выразить
  
 3) 
выразить мысли, чувства, эмоции
  
 4) 
мог выразить мысли, чувства, эмоции
Конец формы
Начало формы
85.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
  
 1) 
Однако
  
 2) 
Хотя
  
 3) 
Итак,
  
 4) 
Зато
Конец формы
Начало формы
86.Укажите правильную морфологическую характеристику слова НЕОБХОДИМ из четвёртого (4) предложения текста.
  
 1) 
прилагательное
  
 2) 
действительное причастие
  
 3) 
страдательное причастие
  
 4) 
деепричастие
Конец формы
Начало формы
87.Укажите значение слова ЗАКРЕПЛЯТЬ в предложении 4.
  
 1) 
делать прочным, устойчивым
  
 2) 
обеспечивать права и обязанности
  
 3) 
привязывать, присоединять
  
 4) 
преувеличивать
Конец формы
Начало формы
88.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
  
 1) 
Речь является предметом исследования всех лингвистических дисциплин и смежных наук.
  
 2) 
Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения человечества по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.
  
 3) 
Человек передаёт самые сокровенные мысли и переживания с помощью поэзии.
  
 4) 
Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.
Конец формы
Начало формы
89.Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
  
 1) 
простое с однородными членами
  
 2) 
сложносочинённое
  
 3) 
сложноподчинённое
  
 4) 
сложное бессоюзное
Конец формы


Комментариев нет:

Отправить комментарий