Прочитайте текст и выполните задания 1-6
(1)… (2)Если температура хотя бы чуть-чуть выше
абсолютного нуля, на поверхности стыка атомы металла постепенно перемещаются
из одной детали в другую. (3)Такая диффузия в конце концов приводит к
холодной сварке. (4)На Земле этому процессу мешает плёнка окиси, возникающая
под действием кислорода воздуха и паров воды. (5)В космическом вакууме
окисная плёнка не образуется. (6)… приходится принимать специальные меры,
чтобы не «схватились» контактирующие детали, которые не нужно сваривать.
|
||||||||||||
|
2.Какое из
приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении
текста?
|
||||||||||||
|
3.Какое
слово или сочетание слов является грамматической основой в одной из частей
второго (2) предложения текста?
|
||||||||||||
|
4.Укажите
верную характеристику второго (2) предложения текста.
|
||||||||||||
|
5.Укажите
предложение, в котором есть причастие.
|
||||||||||||
|
6.Укажите
значение слова ХОЛОДНОЙ в предложении 3.
|
||||||||||||
|
Прочитайте
текст и выполните задания 7-12
(1)…
(2)Это объясняется особенностями строения их атомов. (3)В реальных условиях
эти газы совершенно неспособны соединяться с другими элементами и входить в
состав минералов и горных пород, и потому они не могут задерживаться в них.
(4)Более того, они постоянно рассеиваются, улетучиваясь из атмосферы Земли в
космическое пространство. (5)Лишь аргон имеет своеобразный источник
пополнения: он постоянно образуется из калия благодаря распаду одного из его
изотопов. (6)… содержание аргона в атмосфере в сто раз больше, чем всех
остальных инертных газов вместе взятых.
|
||||||||||||
|
8.Какое из
приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении
текста?
|
||||||||||||
|
9.Какие
слова являются грамматической основой в четвёртом (4) предложении текста?
|
||||||||||||
|
10.Укажите
верную характеристику третьего (3) предложения текста.
|
||||||||||||
|
11.Укажите
предложение, в котором есть производный предлог.
|
||||||||||||
|
12.Укажите
значение слова СВОЕОБРАЗНЫЙ в предложении 5.
|
||||||||||||
|
Прочитайте текст и выполните
задания 13-18
(1)… (2)Он вдвое меньше Земли по
диаметру. (3)Его орбита имеет форму эллипса, расстояние между двумя центрами
которого значительно. (4)Поэтому когда происходит противостояние Марса вблизи
афелия – самой далёкой от Солнца точки его орбиты, по яркости эта планета не
выделяется среди других звёзд. (5)Когда же Марс находится в противостоянии
вблизи перигелия – ближайшей к Солнцу точке орбиты, он сияет на небе, уступая
по яркости только Венере. (6)… такие противостояния называются великими, в
это время наблюдения этой планеты с Земли особенно благоприятны.
|
||||||||||||
|
14.Какое
из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении
текста?
|
||||||||||||
|
15.Какие
слова являются грамматической основой в третьем (3) предложении текста?
|
||||||||||||
|
16.Укажите
верную характеристику пятого (5) предложения текста.
|
||||||||||||
|
17.Укажите
правильную морфологическую характеристику слова ВБЛИЗИ из четвёртого
(4) предложения текста.
|
||||||||||||
|
18.Укажите
значение слова ТОЧКА в предложении 4.
|
||||||||||||
|
Прочитайте текст и выполните
задания 19-24
(1)… (2)Однако первый такой
календарь был создан только в 45 году до нашей эры римским астрономом
Созигеном и введён в действие Юлием Цезарем. (3)В этом календаре (его
называют юлианским календарём, или старым стилем) продолжительность года
составляла 365 суток, то есть он короче тропического года. (4)Чтобы
приблизить среднюю продолжительность календарного года к длительности
тропического, каждые четыре года к февралю добавлялся день. (5)В Древнем Риме
он назывался «биссектум» – «второй шестой», откуда и пошло наше выражение
«високосный год». (6)… средняя продолжительность года по юлианскому календарю
даже несколько увеличилась по сравнению с тропическим.
|
||||||||||||
|
20.Какое
из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении
текста?
|
||||||||||||
|
21.Какое
сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в
одной из частей сложного предложения текста?
|
||||||||||||
|
22.Укажите
верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
|
||||||||||||
|
23.Укажите
правильную морфологическую характеристику слова СОЗДАН (предложение 2).
|
||||||||||||
|
24.Укажите
значение слова КАЛЕНДАРЬ в предложении 3.
|
||||||||||||
|
Прочитайте
текст и выполните задания 25-36
(1)Идёшь
по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры».
(2)Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа».
(3)Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется «Бiблiотека».
(4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь – на первой странице сообщение «Кур$
валют». (5)Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо
рекламируются охранные системы «Аllигатор». (6)В смятении подходишь к
окну, видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь
только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.
(7)Обогащается
или портится природная речь благодаря заимствованиям – вопрос непростой и
неоднозначный. (8)Языковая стихия берёт из окружающего мира всё, что ей
потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (9)Но когда сплошь и рядом в
кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические
символы, то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его
функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.
(10)Англо-
и иноязычными словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы
прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11)Но одно дело,
когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие
буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (12)Любой юрист
подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжкое.
(13)Модная
певица и производители автосигнализаций, вернее – их агенты по рекламе,
используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в
погоне за оригинальностью. (14)Им кажется: внимание потенциальных
потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или
названия фирмы. (15)Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное
сочетание. (16)Расчёт, вероятно, оправдывается, но насколько велика его
отдача? (17)На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является
довольно поверхностным, примитивным, а главное – становится банальным.
(18)Варианты Zемфира
(равно как и Глюк’OZA) и «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное
искажение письменной формы. (19)Применяя иностранные слова, не стоило
заниматься порчей языка. (20)Великий и могучий Алфавит, подаренный нам
славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.
(21)Реальная
жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком
будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания,
алфавит».
(По С.
Казначееву)
|
||||||||||||
|
26.Какой(-ие)
тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 13 – 17?
|
||||||||||||
|
27.Укажите
предложение, в котором не используется фразеологизм.
|
||||||||||||
|
28.Укажите
способ образования слова ОТДАЧА (предложение 16).
|
29.Из
предложений 12 – 14 выпишите наречие в превосходной степени.
|
30.Из
предложения 14 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
|
31.Среди
предложений 1 – 7 найдите сложное, в состав которого входит односоставное
неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
|
32.Среди
предложений 15 – 21 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Напишите номер этого предложения.
|
33.Среди
предложений 1 – 8 найдите сложное с сочинительной и подчинительной связью
между частями. Напишите номер этого предложения.
|
34.Среди
предложений 7 – 12 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи
союза и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.
|
35.«_____ («выпендрёж», «раскрутка»), _____
(предложение 8), а также _____ («обогащается – портится» в предложении 7)
воздействуют на эмоции читателя, убеждая его в правильности точки зрения
автора. Такое синтаксическое средство, как ____ («поверхностным, примитивным,
… банальным» в предложении 17), помогает более полно выразить позицию автора
текста.»
Список
терминов:
|
36.Напишите
УСТНО сочинение по
прочитанному тексту.
|
Прочитайте
текст и выполните задания 37-48
(1)… Жизнь
Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг. (2)Года за два до
того, как вышел «Тимур и его команда», Гайдар зашёл как-то ко мне. (3)У меня
был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства.
(4)Его нигде не было.
(5)Гайдар
подошёл к телефону и позвонил к себе домой.
– (6)Пришлите
сейчас же ко мне, – сказал он, – всех мальчиков нашего двора. (7)Я жду.
(8)Он
повесил трубку. (9)Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери.
(10)Гайдар вышел в переднюю. (11)На площадке за дверью стояло человек десять
мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся.
– (12)Вот
что, – сказал им Гайдар. – (13)Тяжело болен мальчик. (14)Нужно лекарство.
(15)Я вам запишу каждому его название на бумажке. (16)Сейчас же – во все
аптеки: на юг, на восток, на север, на запад. (17)Из аптек звонить мне сюда.
(18)Всё понятно?
– (19)Понятно,
Аркадий Петрович! – закричали мальчики и понеслись вниз по лестнице.
(20)Вскоре
начались звонки.
– (21)Аркадий
Петрович! – кричал в трубку взволнованный детский голос. – (22)В аптеке
на Маросейке нету.
– (23)Поезжай
дальше. (24)На Разгуляй.
(25)Гайдар
сидел у телефона, как капитан на мостике корабля. (26)Через сорок минут
восторженный детский голос прокричал в трубку:
– (27)Аркадий
Петрович, есть! (28)Я достал!
– (29)Где?
– (30)В
Марьиной роще!
– (31)Вези
сюда. (32)Немедленно.
(33)Лекарство
было привезено, и сыну вскоре стало легче.
(34)Благодарить его было нельзя.
(35)Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. (36)Он считал помощь
человеку таким же … делом, как, скажем, приветствие. (37)Никого же не
благодарят за то, что он с вами поздоровался.
(38)Однажды
мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. (39)Оказалось,
что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. (40)Сильная струя воды била
прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и
вот-вот могла уничтожить весь сад. (41)Люди бросились вверх по улице, чтобы
закрыть какой-то кран.
(42)Гайдар
подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. (43)Поток воды
остановился. (44)По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо
всех сил и ему невыносимо больно. (45)Он почернел и стиснул зубы, но трубу не
отпустил, пока не перекрыли воду.
(46)Потом
Гайдар долго тяжело дышал. (47)Ладонь у него была окровавлена. (48)Но он был
очень радостно настроен – не потому, конечно, что проверил свою силу, а
потому, что ему удалось спасти маленький чудный сад.
(49)Мне
очень не хватает Гайдара – большого, доброго, талантливого человека.
(По
К. Паустовскому)
|
||||||||||||
|
38.Какой(-ие)
тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 39 – 43?
|
||||||||||||
|
39.Укажите
предложение, в котором используется фразеологизм.
|
||||||||||||
|
40.Из
предложений 3 – 5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с
помощью нулевого суффикса).
|
41.Из
предложений 25 – 34 выпишите страдательное причастие.
|
42.Из
предложения 41 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
|
43.Среди
предложений 33 – 45 найдите сложные, в состав которых входит односоставное
неопределённо-личное предложение. Напишите номера всех этих сложных
предложений.
|
44.Среди
предложений 42 – 49 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите
номер этого предложения.
|
45.Среди
предложений 35 – 45 найдите сложноподчинённое предложение с однородными
придаточными. Напишите номер этого предложения.
|
46.Среди
предложений 9 – 14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи
личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
|
47.«Воспоминания К.Г. Паустовского об Аркадии
Гайдаре очень живые, наполненные теплотой и лёгкой грустью. Паустовский
рисует образ человека большого обаяния, волевого, решительного. Это
подчёркивают _____ («большого, доброго, талантливого»), _____ (предложение
25). Речь Паустовского становится особенно эмоциональной, когда он описывает
трудные жизненные ситуации, из которых Гайдар выходил победителем; это
подчёркивает _____ («изо всех сил»). Речь Гайдара характеризует его как
человека, умеющего быстро принимать решения в критических ситуациях, что
передаётся с помощью такого синтаксического средства выразительности, как
____ (предложения 23 – 24, 31 – 32).»
Список
терминов:
|
48.Напишите
УСТНО сочинение по
прочитанному тексту.
|
Прочитайте
текст и выполните задания 49-60
(1)Однажды
ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы
мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещённом мощными
огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…
(5)Я вышел
из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я
поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки
теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы – распушённые
ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться
от ветра за трубой.
(10)Палубу
нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве
временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился
Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё
вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ,
когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь.
(14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от
пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.
(16)И
пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность
сюжетов. (17)За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева
скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно
русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как
проста русская песня, так проста живопись.
(20)И в
наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда
запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики
отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, – в наш век
художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства –
будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
(21)Пускай
наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова,
надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в
человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что
самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к
России. (25)Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь
между эстетическим ощущением и ощущением родины?
(По
В. Конецкому)
|
||||||||||||
|
50.Какой(-ие)
тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21 – 25?
|
||||||||||||
|
51.Какое
слово употреблено в тексте в прямом значении?
|
||||||||||||
|
52.Из
предложений 3 – 5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным
способом.
|
53.Из
предложений 21 – 23 выпишите все предлоги.
|
54.Из
предложения 11 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
|
55.Среди
предложений 16 – 23 найдите сложное, все части которого являются
односоставными безличными предложениями. Напишите номер этого сложного
предложения.
|
56.Среди
предложений 1 – 10 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите
номер этого предложения.
|
57.Среди
предложений 10 – 19 найдите сложноподчинённое предложение, в котором есть
однородные придаточные. Напишите номер этого сложного предложения.
|
58.Среди
предложений 7 – 11 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи
личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
|
59.«Скворцы пробудили в душе автора текста
воспоминания о Родине и множество других тёплых чувств, для которых он
пытается найти точные слова, прибегая при этом к использованию таких
изобразительных средств, как _____ («деревья проснулись»), _____ («вообще вспомнилось»
в предложении 12, «вспомнился Саврасов…» в предложении 11) и _____
(«пронзительное счастье» в предложении 24). Позицию автора помогает выразить
такое синтаксическое средство, как _____ (предложение 25).»
Список
терминов:
|
60.Напишите
УСТНО сочинение по
прочитанному тексту.
|
Прочитайте
текст и выполните задания 61-66.
(1)…
(2)Все научные сочинения тогда были написаны в основном на этом языке, хотя
он и не был понятен большинству народов. (3)Со временем многие латинские
слова, претерпев ряд изменений, были включены в общенародную лексику разных
языков. (4)Особенно ярко это проявилось в языках романской группы,
сформировавшихся после распада Римской империи. (5)С развитием национальных
языков в европейских странах латынь уступила им своё место и в науке. (6)…
латинская терминология и по настоящее время имеет чрезвычайно важное
значение.
|
||||||||||||
|
62.Какое
из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении
текста?
|
||||||||||||
|
63.Какие
слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из
частей сложного предложения текста?
|
||||||||||||
|
64.Укажите
верную характеристику второго (2) предложения текста.
|
||||||||||||
|
65.Укажите
правильную морфологическую характеристику слова ВКЛЮЧЕНЫ (предложение 3).
|
||||||||||||
|
66.Какое
слово является синонимом к слову СОЧИНЕНИЕ (предложение 2)?
|
||||||||||||
|
Прочитайте текст и выполните
задания 67-72.
(1)… (2)Они действуют на организм
с момента рождения человека и практически всю жизнь. (3)Считается, что
основой закаливания является свежий воздух. (4)Воздушные ванны воздействуют
на тело температурным (холодовым), механическим (массирующим) и химическим способом.
(5)Раздражение рецепторов кожи изменяет терморегуляцию организма и обмен
веществ. (6)… человек приучается к резким контрастам температур и сквознякам.
|
||||||||||||
|
68.Какое
слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении
текста?
|
||||||||||||
|
69.Какое
сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в
одной из частей сложного предложения текста?
|
||||||||||||
|
70.Укажите
верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
|
||||||||||||
|
71.Укажите
верную морфологическую характеристику слова ВСЮ (предложение 2).
|
||||||||||||
|
72.Укажите
значение слова ТЕЛО в предложении 4.
|
||||||||||||
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий