(1)Более
полутора столетий великороссы живут в духовном и душевном родстве с чародеем
русского слова Пушкиным, о котором другой великий поэт Фёдор Тютчев некогда
сказал:
Тебя, как
первую любовь,
России
сердце не забудет!
(2)Часто
повторяя эту фразу, мы редко задумываемся: что значит это сравнение
пушкинского творчества с первой любовью? (3)Для отдельного человека
сладостность первой любви не столько в самих по себе остроте и яркости
переживаний, сколько в том, что весь этот комплекс чувств испытывается впервые.
(4)В дальнейшей жизни ему могут выпасть любовные чувства, неизмеримо более
сильные, но всё это будет уже во второй, третий, энный раз. (5)Испытанное же
впервые повторить, увы, никому не дано… (6)И как отдельный человек первой
любовью ввергается в новую, неведомую ему стихию чувствований, так и русский
читатель чтением Пушкина ввергается в сокровенную сердцевину поэзии, впервые
получает цельное представление об этой сфере переживаний. (7)Ведь Пушкин не
только «выносил в себе всё», как сказал о нём Аполлон Григорьев. (8)Он и
высказал всё выношенное по-своему, по-пушкински. (9)Он как бы перевёл всё
лучшее, всё созвучное его душе, что было в творчестве античных, средневековых
и современных ему иностранных поэтов, на свой волшебный пушкинский русский язык.
(10)Больше того, как ни парадоксально это звучит, он и русских поэтов, не
стесняясь, переводил на свой язык. (11)И переводы эти настолько превосходили
оригиналы, что многим «обобранным» поэтам впору было гордиться, что на их
вирши обратил внимание и счёл достойным того, чтобы переписать их своим
божественным глаголом, сам Пушкин. (12)Вот почему, прочитав не очень уж
большой по объёму томик пушкинских стихов, русский читатель оказывается
перенесённым в самую сердцевину мировой поэзии. (13)И только у русского
читателя благодаря Пушкину есть такая чудесная возможность. (14)И после
Пушкина никому не дано повторить эту миссию в России. (15)И сердце России
никогда не забудет Пушкина, как никогда не забывает свою первую любовь ни
один человек на земле…
(Г. Смирнов)
|
||||||||||||
|
(1)Знаете
ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор?
(2)Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики –
вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.
(3)Одни,
например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к
нечестным приёмам и уловкам, не допускают резкого тона. (4)Они внимательно
анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют
свою позицию. (5)Как правило, во время такого спора стороны испытывают
глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.
(6)Другие
же, вступив в спор, начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому они
применяют непозволительные уловки. (7)Главное – наголову разбить противника,
поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8)Значит, и вам
нужно находиться в боевой готовности.
(9)Наконец,
есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным
образом. (10)Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его
оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном,
насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как
невоспитанные люди.
(11)Таким
образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения,
поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить
изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше
ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного
поведения и определять тактику в споре.
(По Л. Павловой)
|
||||||||||||
|
3.Какое
утверждение противоречит позиции автора?
|
||||||||||||
|
4.Определите
стиль и тип речи текста.
|
||||||||||||
|
5.В каком
предложении автор использует синонимы?
|
||||||||||||
|
6.Какое
предложение связано с предыдущим с помощью личного местоимения?
|
||||||||||||
|
(1)Лежанье
у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного человека или как у
человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни
наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. (2)Когда он
был дома – а он был почти всегда дома, – он все лежал постоянно в
одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и
приёмной. (3)У него было ещё три комнаты, но он туда заглядывал
разве что утром, когда человек мёл кабинет его, чего всякий день не делалось.
(4)В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.
(5)Комната,
где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. (6)Там
стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шёлковою материею, красивые
ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. (7)Были там шёлковые
занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых
мелочей.
(8)Но
опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на всё, что тут
было, прочёл бы только желание кое-как соблюсти видимость неизбежных
приличий, лишь бы отделаться от них. (9)Обломов хлопотал, конечно, только об
этом, когда убирал свой кабинет. (10)Утончённый вкус не удовольствовался бы
этими тяжёлыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками.
(11)Задок у одного дивана осел вниз, наклеенное дерево местами отстало.
(12)Сам
хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно,
как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил всё это?» (13)От
такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и
ещё от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид
кабинета, если осмотреть там всё повнимательнее, поражал господствующею в нем
запущенностью и небрежностью.
( По И. Гончарову)
|
||||||||||||
|
8.Какую
задачу автор романа ставит перед собой в этом фрагменте?
|
||||||||||||
|
9.Какой(-ие)
тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 5 – 11?
|
||||||||||||
|
10.Какое
предложение связано с предыдущим с помощью наречия?
|
||||||||||||
|
11.В каком варианте ответа правильно указаны все
цифры, на месте которых пишется НН?
Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже незамече(1)ая
любовь – две внутре(2)е связа(3)ые темы – придают пьесе А.П. Чехова
грустно-поэтический характер.
|
||||||||||||
|
||||||||||||
12.В каком ряду во всех словах пропущена безударная
проверяемая гласная корня?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
13.В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и
та же буква?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
14.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска
пишется буква И?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
15.В каком варианте ответа указаны все слова, где
пропущена буква И?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
16.В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
17.В каком предложении оба выделенных слова пишутся
слитно?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
18.В каком варианте ответа правильно указаны все
цифры, на месте которых пишется НН?
Согласно замыслу, Н.В. Гоголь собирался провести
Чичикова через искушение собстве(1)ичеством, через жизне(2)ую грязь и
мерзость к нравстве(3)ому возрождению.
|
||||||||||||
|
||||||||||||
19.В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и
та же буква?
|
||||||||||||
|
20.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На земле (1) существуют холоднокровные животные (2) температура тела
которых (3) зависит от температуры окружающей среды.
21.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Учёные отмечают положительную роль конфликтов (1) эффективное управление
(2) которыми (3) позволяет учесть (4) интересы всех сторон.
22.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Уже в Париже М.И. Цветаева написала (1) знаменитую миниатюру в
прозе – «Страховка жизни»
(2) действие (3) которой (4) происходит не в прошлом, а в настоящем, и
не в России, а во Франции.
23.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Эстетическую ценность валаамских архитектурных ансамблей прекрасно
чувствовали И.Е. Репин и В.Д. Поленов (1) в творчестве (2) которых (3) остров
Валаам оставил глубокий след.
24.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
У аквилегий (1) очень красивы ажурные листья (2) благодаря (3) которым (4)
растения привлекательны в течение всего сезона.
25.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Известно (1) древнеримское предание (2) согласно (3) которому (4) искусный
целитель Пеон (5) излечил от ран бога Плутона после его сражения с Геркулесом.
26.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
После двух лет работы в одном из московских гаражей (1) он купил по случаю
такой старый автомобиль (2) что появление его на рынке (3) можно было объяснить
только ликвидацией автомобильного музея.
27.Укажите
грамматически правильное продолжение предложения.
Читая
книги Достоевского,
|
||||||||||||
|
||||||||||||
28.Укажите
предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
|
||||||||||||
|
||||||||||||
29.В каком
предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить
обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
30.В каком слове допущена ошибка в постановке
ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
31.Укажите грамматически правильное продолжение
предложения.
Идя вдоль берега,
|
||||||||||||
|
||||||||||||
32.В каком слове допущена ошибка в постановке
ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
33.Укажите
грамматически правильное продолжение предложения.
Используя
совершенно разные слова,
|
||||||||||||
|
||||||||||||
34.В каком слове допущена ошибка в постановке
ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
35.Укажите
грамматически правильное продолжение предложения.
Услышав
сигнал,
|
||||||||||||
|
||||||||||||
36.В каком слове допущена ошибка в постановке
ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук?
|
||||||||||||
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий