четверг, 27 апреля 2017 г.

Сочинение на 4 мая. Открытый банк ФИПИ

(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свобод­ным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того – он вберёт и чуже­странные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмот­ном смешении.(5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже раз­межеваться по значению такие привычные в среде спор­та слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6)Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) теат­ральные, а теперь фанатики размежевались с «фаната­ми». (7)Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщи­ки»), эстрадные.(8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуе­мое как «частный», «личный», «особенный», «домаш­ний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9)А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Ряза­нова, Гайдая.(10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое по­ле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо зву­чат в нашей сверхделовой речи старинные слова, кото­рые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «приколь­ные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодёжи, звучат с экрана, пестрят в печати?(17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, мо­гучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он жи­вой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим со­ром, ненормативной лексикой, канцелярскими изыска­ми, несовместимой мешаниной.
(По Т. Жаровой)
Из предложений 10 – 15 выпишите притяжательные местоимения.
Конец формы
Начало формы
«Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как _____ (предложения 1, 11), а такой приём, как _____ («всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические средства, как _____ («сверхделовой» в предложе­нии 12) и _____ («великий, могучий, правдивый и свободный»
в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию».
Список терминов:
  
 1) 
эпитеты
  
 2) 
диалектизм
  
 3) 
лексический повтор
  
 4) 
индивидуально-авторское слово
  
 5) 
литота
  
 6) 
парцелляция
  
 7) 
просторечное слово
  
 8) 
фразеологизм
  
 9) 
риторическое восклицание
Конец формы
Начало формы
Среди предложений 1 – 8 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
Конец формы
Начало формы
Среди предложений 10 – 19 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Конец формы
Начало формы
Среди предложений 10 – 19 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное предложение. Напишите номера этих сложных предложений.
Конец формы
Начало формы
Какое высказывание отражает содержание текста?
  
 1) 
Ядро современного литературного языка составляет общеупотреби­тель­ная лексика.
  
 2) 
В художественной литературе иногда уместно употребление просторечных, жаргонных слов для создания местного колорита.
  
 3) 
В средствах массовой информации часто поднимается проблема несоблюдения норм русского литературного языка.
  
 4) 
Изменения в лексическом составе русского языка отражают изменения в обществе.
Конец формы
Начало формы
Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Конец формы
Начало формы
В каком предложении употреблены контекстные синонимы?
  
 1) 
11
  
 2) 
13
  
 3) 
14
  
 4) 
4
Конец формы
Начало формы
Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 13 – 16?
  
 1) 
повествование и описание
  
 2) 
повествование
  
 3) 
рассуждение
  
 4) 
рассуждение и повествование
Конец формы
Начало формы
Из предложений 1 – 2 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.
Конец формы
Начало формы
Среди предложений 8 – 16 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого сложного предложения.
Конец формы
Начало формы

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Комментариев нет:

Отправить комментарий