(1)Какое
же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне
свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское
эхо, больше того – он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые
формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё
это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.(5)Так, за короткий срок
сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде
спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный
фанатизм приобретает иную окраску. (6)Были когда-то «поклонники», даже
«клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами».
(7)Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.(8)Даже старомодное
«приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре
В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний»
(«приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что
слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело
пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9)А ведь известно, что
слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот,
становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия,
Рязанова, Гайдая.(10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для
наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно,
одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые
ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.(13)Ни в
коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас
захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные»,
«крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди
вполне приличной молодёжи, звучат с экрана, пестрят в печати?(17)Этот
разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и
сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы
сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью,
чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой
мешаниной.
(По Т. Жаровой)
|
«Речь
автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве
русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство
выразительности, как _____ (предложения 1, 11), а такой приём, как _____
(«всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические средства, как _____
(«сверхделовой» в предложении 12) и _____ («великий, могучий, правдивый и
свободный»
в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию».
Список
терминов:
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
Среди
предложений 1 – 8 найдите предложения с обособленным обстоятельством.
Напишите номера этих предложений.
|
Среди
предложений 10 – 19 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи
притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
|
Среди
предложений 10 – 19 найдите сложные, в состав которых входит односоставное
безличное предложение. Напишите номера этих сложных предложений.
|
Какое
высказывание отражает содержание текста?
|
||||||||||||
|
Из
предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
|
В каком
предложении употреблены контекстные синонимы?
|
||||||||||||
|
Какой(-ие)
тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 13 – 16?
|
||||||||||||
|
Из
предложений 1 – 2 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.
|
Среди
предложений 8 – 16 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным
определительным. Напишите номер этого сложного предложения.
|
Напишите
сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из
проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите,
согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ
аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт
(учитываются первые два аргумента).
Объём
сочинения – не менее 150 слов.
Работа,
написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не
оценивается.
Если
сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный
исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа
оценивается нулём баллов.
Сочинение
пишите аккуратно, разборчивым почерком.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий