воскресенье, 18 января 2015 г.

Грамматика. Синтаксис. 9. ФИПИ

Задание 1
Замените словосочетание «командир полка» (предложение 16), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 2
(42)Он умолк. (43)Потом прибавил:
– (44)Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (45)Это будет мой тебе подарок.
(46)Когда Маленький принц возвратился к Лису, тот сказал:
– (47)Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (48)Самого главного глазами не увидишь.
– (49)Самого главного глазами не увидишь, – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
Среди предложений 42–49 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Задание 3
(45)Это будет мой тебе подарок.
Выпишите грамматическую основу предложения 45.

Задание 4
– (18)Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, – продолжал Лис. – (19)Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (20)Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. 
Среди предложений 18–20 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Задание 5
– (27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь, – сказал Лис. – (28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
Среди предложений 27–31 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Задание 6
(21)Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
(22)Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. (23)Потом сказал:
– (24)Пожалуйста, приручи меня!
– (25)Я бы рад, – отвечал Маленький принц, – но у меня так мало времени. 
Среди предложений 21–25 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

Задание 7
(32)Через две недели вдруг одна из кошек в моих руках замурлыкала. (33)А это значит, она меня полюбила, значит, будет театр кошек в Англии.
(34)Вот, оказывается, как просто происходит чудо. (35)Лишённые ласки дворовые кошки почувствовали любовь человека, который желает им добра. (36)Они разрешили себя гладить, поняли, что я им друг.
Среди предложений 32–36 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
Задание 8
(13)Случилось это в Англии. 
Выпишите грамматическую основу предложения 13.

Задание 9
Укажите вид связи в словосочетании ДРУЖБУ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ (предложение 3).
Задание 10
(17)Доказательств тому не счесть. (18)И если б кто-нибудь всерьёз копнул одну лишь историю торговли и мореплавания, то и тогда общий взгляд на прошлое мог бы стать намного светлее. (19)Но межплеменное общение осуществлялось не только через торговлю. (20)В характере большинства народов есть и любопытство, эстетический интерес к другим людям, на тебя не похожим. (21)Как же ты узнаешь сам себя, как выделишь среди других, если все дома будут одинаковы, если и еда, и одежда на один вкус? (22)Кровное родство людей разных национальностей не считалось у русских грехом – ни языческим, ни христианским, хотя и не поощрялось. (23)Уважение к чужим нравам и национальным обычаям исходило прежде всего из чувства самосохранения.
(24)Мир для русского человека не тем хорош, что велик, а тем, что разный, есть чему подивиться.
Среди предложений 17–24 найдите предложения с обособленным согласованным определением. Напишите номера этих предложений.

Задание 11
(8)К счастью, народы Земли не только воевали, но и сотрудничали, жили в мире. (9)А иначе, когда бы они успевали растить хлеб и скот, ковать орудия труда и быта, строить каналы, корабли, храмы и хижины? (10)К международному антагонизму прошлого мы почему-то более внимательны, чем к свидетельствам дружбы и мирного сотрудничества народов, без которого мир давно бы погиб.
(11)Земля и раньше была не такой уж необъятной. (12)Корабли викингов плавали через Атлантику. (13)Геродот знал, как хлестались банными вениками наши далёкие предки. (14)Тур Хейердал доказал, что возможность пересечения Тихого океана существовала задолго до Магеллана. 
Среди предложений 8–14 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

Задание 12
 (1)Слово мир в русском языке означает всю вселенную. (2)Мир - значит мироздание, временная и пространственная бесконечность. (3)Этим же словом называют и беззлобие, отсутствие ссор, дружбу между людьми, гармонию и спокойствие.
(4)Совпадение отнюдь не случайное. (5)Но раскроем учебник по истории древнего и средневекового мира (опять мира!). (6)Полистав, просто устаёшь от бесконечных войн, стычек, захватничества, убийств... (7)Неужели человечество только этим и занималось?
(8)К счастью, народы Земли не только воевали, но и сотрудничали, жили в мире. 
Среди предложений 1–8 найдите простые определённо-личные предложения. Напишите номера этих предложений.

Задание 13
(3)Он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант. 
Выпишите грамматическую основу предложения 3.

Задание 14
(5)Как-то по-особенному блестели его глаза. (6)Но не волнение и не испуг, а злость появлялась в них, когда лейтенант буквально выпрашивал у командира каждый лишний вылет, а когда возвращался на аэродром, снова становился мрачным и неразговорчивым.
– (7)Задание выполнил, – докладывал он коротко.
(8)Оружейники начинали производить послеполётный осмотр и не находили ни одного снаряда. (9)Яровой старался расстрелять в полёте весь боекомплект подчистую.
Среди предложений 5–9 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

Задание 15
– (10)Так нельзя, – cказал ему однажды майор Черемыш. – (11)А если на обратном пути вас перехватят «мессеры», как будете отбиваться? (12)Я вам запрещаю расходовать весь боекомплект.
– (13)Есть, товарищ командир, – сухо ответил лётчик.
(14)Но летать продолжал с тем же холодным азартом.
(15)Самолёт, на котором летал Яровой, почти ежедневно возвращался с пробоинами. (16)Даже командир полка, опытный лётчик, недоумевал, почему Яровой такой отчаянный.
Среди предложений 10–16 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Задание 16
(17)Однажды вечером, когда хлынул неожиданный для осени тёплый проливной дождь с громом и яркими молниями и лётчики решили устроить «вечер отдыха», около одиннадцати в землянке появился Яровой. (18)Очевидно, после ужина он бродил где-то по лесным опушкам, потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья. (19)Он молча сбросил мокрую шинель, прошёл в самый дальний угол и сел на свою постель. (20)Когда молодой лётчик Лёвушкин посмотрел в угол, он увидел, что Яровой, подперев ладонями голову, сосредоточенно рассматривает большую фотографию. 
Среди предложений 17–20 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Задание 17
(19)Он молча сбросил мокрую шинель, прошёл в самый дальний угол и сел на свою постель. (20)Когда молодой лётчик Лёвушкин посмотрел в угол, он увидел, что Яровой, подперев ладонями голову, сосредоточенно рассматривает большую фотографию. (21)Лёвушкин, а за ним следом и ещё двое подошли к нарам. (22)Яровой никогда не показывал никому из нас ни своих фотографий, ни своих писем, и то, что сейчас он долго и пристально рассматривает какой-то снимок, заинтересовало всех.
Среди предложений 19–22 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Задание 18
(17)Однажды вечером, когда хлынул неожиданный для осени тёплый проливной дождь с громом и яркими молниями и лётчики решили устроить «вечер отдыха», около одиннадцати в землянке появился Яровой. 
Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.


Комментариев нет:

Отправить комментарий