суббота, 31 января 2015 г.

Задания по теме "Синтаксис и пунктуация". ФИПИ

1.Среди предложений 4–7 найдите сложные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.
(4)На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении! (5)Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дома, когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях, а вот именно здесь, в тишине закутка, ярко и зримо представали передо мной расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых неожиданных героев.
(6)Кем я только не был!
(7)И Филиппком из рассказа графа Льва Толстого, правда, я при этом замечательно и с выражением умел читать, и, когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь, я шпарил все слова подряд, без ошибок, приводя в недоумение и ребят в классе, и учителя, и, наверное, самого графа, потому что весь его рассказ по моей воле поразительно менялся. 

2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой,(1) и я,(2) уединившись в библиотечных кулисах,(3) множил,(4)вдохновлённый похвалой,(5) свои образцы.
Благоговейная тишина,(6) запахи книг оказывали на меня магическое действие. На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного,(7)зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении!

3. Замените словосочетание «парижских сражений» (предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

4. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
(8)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филиппок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.

5. Среди предложений 10–13 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(10)Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. (11)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах. (12)Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.
(13)Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой.

6. Среди предложений 8–12 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(8)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филиппок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.
(9)Я представлял себя и царевичем, сыном Гвидона, и менял действие сказки Пушкина, потому как поступал, на мой взгляд, разумнее: тяпнув в нос или щёку сватью и бабу Бабариху, я прилетал к отцу, оборачивался самим собой и объяснял неразумному, хоть и доброму, Гвидону, что к чему в этой затянувшейся истории.
(10)Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. (11)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах. (12)Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.

7. Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.
(11)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах. 

8. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
(5)У Мешкова отроду не было внутренних тормозов. 

9. Замените словосочетание «глядел с уважением» (предложение 31), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.
(8)И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий.

11.  Среди предложений 12–25 найдите односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
– (12)Мне сок нужен, – сказал он. – В нём глюкоза
(13)Он пошёл к себе, оставив у берёзы трёхлитровую банку, чтобы в ней собиралась глюкоза. (14)Капли быстро, одна за одной, падали, как из водопроводного крана, когда он неплотно прикрыт. (15)Сколько же он пробил капилляров, если так обильно льёт сок! (16)Может быть, она стонала? (17)Может быть, боялась за свою жизнь? (18)Я ничего этого не знал. (19)Я мог её только жалеть.
(20)Но через неделю рану затянуло коричневым. (21)Это она сама себя вылечила. (22)И как раз в это время у неё стали набухать почки. (23)И полезли из них зелёные язычки. (24)Тысячи. (25)Из каждой почки вылез язычок.

12. Среди предложений 13–30 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(13)Он пошёл к себе, оставив у берёзы трёхлитровую банку, чтобы в ней собиралась глюкоза. (14)Капли быстро, одна за одной, падали, как из водопроводного крана, когда он неплотно прикрыт. (15)Сколько же он пробил капилляров, если так обильно льёт сок! (16)Может быть, она стонала? (17)Может быть, боялась за свою жизнь? (18)Я ничего этого не знал. (19)Я мог её только жалеть.
(20)Но через неделю рану затянуло коричневым. (21)Это она сама себя вылечила. (22)И как раз в это время у неё стали набухать почки. (23)И полезли из них зелёные язычки. (24)Тысячи. (25)Из каждой почки вылез язычок.
(26)Я глядел на этот зеленоватый туман и радовался. (27)Она была мне нужна, эта берёза. (28)Я привык к тому, что она всегда стояла перед моим окном, и в этом верном постоянстве было то, что помогало мне находить хорошее настроение. (29)Да, она была нужна мне, хотя я-то ей был совершенно не нужен. (30)Она прекрасно обходилась без меня, как и без любого подобного мне.

13. Среди предложений 9–15 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Напишите номер этого предложения.
 (9)Да, она стояла за моим забором. (10)Она была не моя и не его, а общая или, точнее, ничья, и поэтому он мог её губить, а я не мог ему запретить.
  (11)Он перелил из банки в стаканчик светлую кровь берёзы и маленькими глотками выпил её.
  – (12)Мне сок нужен, – сказал он. – В нём глюкоза
(13)Он пошёл к себе, оставив у берёзы трёхлитровую банку, чтобы в ней собиралась глюкоза. (14)Капли быстро, одна за одной, падали, как из водопроводного крана, когда он неплотно прикрыт. (15)Сколько же он пробил капилляров, если так обильно льёт сок! 

14. Среди предложений 38–50 найдите предложение с однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
38)Ты будешь думать о дне своего позора даже после смерти матери, и эта мысль, как незаживающая рана, будет то затихать, то пробуждаться. (39)Ты будешь находиться под её тяжёлой властью и, оглядываясь, скажешь: «Прости!» (40)Нет ответа.
(41)Некому прошептать милосердное слово «прощаю».
(42)Когда мама стояла у окна, её плечи слегка вздрагивали от беззвучных слёз. (43)Но я этого не заметил. (44)Я не заметил грязных своих апрельских следов на полу, не расслышал хлопнувшей двери.
(45)Теперь я всё вижу и слышу. (46)Время всё отдаляет, но оно приблизило ко мне и этот день, и многие другие дни. (47)Во мне накопилось много слов. (48)Они распирают мне грудь, стучат в висок. (49)Они рвутся наружу, на свет, на бумагу.
(50)Прости меня, родная!


Комментариев нет:

Отправить комментарий