вторник, 10 февраля 2015 г.

Средства выразительности.3. ФИПИ

1.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.
1) А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы.
2) Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе.
3) Рассказывала, как наконец-то окружили фашистов, захватили клещами, будто ржавый гвоздь, и выдернули его.
4) Не ту, что прочитала бабушка или мама возле постели, когда у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать.
2. В каком варианте ответа указано средство выразительности речи, использованное в предложении 2: «Мимо театра с высокой колоннадой, мимо запертых киосков и фонтана, окутанного вымокшими ветками раскидистой ивы...»
1) просторечные слова
2)  синонимы
3) антонимы
4) метафора
3.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 32:   «И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море…»
1) просторечные слова
2) гипербола
3) сравнение
4) олицетворение
4.В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1) И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина.
2) Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом 
в тысячу окон.
3) Серая громада висла над переулочком, по утрам затмила солнце, 
а вечерами сверху летели звуки музыки.
4)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, 
а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)(1)Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
2) (42)Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
— (43)Какую тебе?
3) (56)Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
4) (57)Горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) (7)Я стал обходить все дома в ауле1, рассказывая, что завтра приезжают артисты и мне поручили собирать для них деньги.
2) (8)Обойдя аул, я подсчитал выручку и понял, что можно продолжать игру.
3) (9)Но и этих несчастных денег не хватило надолго.
4) (23)Три дня я ходил сам не свой.
7. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?
1) (9)И протянула мне тонкую ниточку.
2) (14)Я взял и выпустил весёлый шарик.
3) (23)Вот он пролетел последний этаж большого кирпичного дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше, выше антенн и голубей...
4)  (29)А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая.
8. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является фразеологизм?
1) (10)Я был поражён.
2) (14)Какая же воля может быть у человека, который не знает, что он сделает через час?
3) – (22)И вообще пора тебе подумать, кто ты такой и зачем существуешь на белом свете!
4) (40)Но всё это я отложил до своего выздоровления, а пока только думал и думал…
9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Да, Сережа далеко шагнул.
2) А если из дверей школы, которая через дорогу, тут уж сразу яснее ясного: идёт одарённый!
3) Мама, наверное, тоже была одарённой, потому что я вот хоть и учусь в шестом классе, но ещё ни разу никого не любил.
4) Оказалось, что ей за шестьдесят лет не сделали ни одной операции!
10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются эпитеты.
1)  (4)Жека, взгляни в окно – видишь, башенные краны торчат? 
2) (15)Как это могло произойти? – внезапно спросил он жёстким, неприятным голосом.
3)(34)Поднимай планку по сантиметру – и побьёшь дюжину рекордов.
4)  (13)Наблюдая за этими цирковыми фокусами, ни Жека, ни Марковна не заметили, что Кирилл Осипович вдруг умолк.
11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1)Ты будешь для меня единственным в целом свете…
2) Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
3)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей.
4)И вот настал час прощания.
12. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 24: «И я впервые старался найти точные, яркие слова, которых от меня искренне ждал взрослый и авторитетный для меня человек».
1) эпитет
2) сравнение
3) гипербола
4) лексика разговорного стиля
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.
3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.
4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Я её такой за всю войну не видел (предложение 6).
2) Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию (предложение 2).
3)Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и там повели в театр, на балет (предложение 7).
4) Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет (предложение 32).
15. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 12: «Но хорошо было сидеть в кресле у широкого, будто киноэкран, иллюминатора, смотреть, как серый простор беспрестанно катит навстречу пенные валы, как в настоящем море...»
1) олицетворение
2) разговорная лексика
3) сравнительный оборот
4) аллегория
16. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) В ту ночь меня разбудили, когда стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час.
2) Я, привстав, у самых дверей увидел худенького паренька лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего.
3) Минуты через две резко зазвонил телефон.
4) Ненависть в нём не перекипела.


Комментариев нет:

Отправить комментарий