пятница, 6 февраля 2015 г.

Средства выразительности речи. ФИПИ

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.
2) Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы.
3) Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.
4) Прошло немалое время, пока я узнал музыку.

2. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) В третью военную осень после уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам, а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью – всё честь по чести! – было написано, что такой-то или такая-то действительно учится во втором классе девятой начальной школы.
2) Детское ликование не остановить. Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия.
3) – Теперь вы понимаете свою ответственность? – спросила она уже обыкновенным, спокойным голосом.
4) Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали:
там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте.

3. В каком предложении средством речевой выразительности является олицетворение?
1) (3)Изредка мы устраивали на чердаке раскопки, и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины обнаруживался то ящик от масляных красок, то сломанный перламутровый веер, то медная кофейная мельница времён севастопольской обороны.
2) (5)На крышке её была выложена английская надпись…
3) (15)Как все хорошие мастера, он разговаривал с вещами, которые делал, и предсказывал их будущее.
4) (21)Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка, наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления.

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. 
2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:
– Жучка, Жучка!
3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.

5.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) А только с того момента, как мы ушли из Оскола, как отступаем всё дальше, у меня на душе какой-то противный осадок…
2) Облака точно густой, чёрный дым.
3) Волга от ветра шершавая, без всякого блеска.
4) Всё это когда-то интересовало меня, а сейчас отошло далеко, далеко…

6. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1) На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.
2) А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филиппок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.
3) Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады.
4) Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.

7. В каком варианте ответа указаны средства выразительности речи, использованные в предложении 20: «Это был ненавязчивый, острый, как сквознячок, ни с чем не сравнимый запах – я наклонилась и вдыхала его долго-долго»?
1) олицетворение и гипербола
2) эпитеты и сравнение
3) синонимы и противопоставление
4) фразеологизм и метафора

8.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого – с якорями.
2) Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щурились, когда он смотрел на Витьку.
3) И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий.
4) Решительным шагом я подошёл к Борецкому, придвинул его к скелету, взял костлявую кисть и положил Витьке на плечо.

9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является просторечная лексика.
1) — Антона, дедушка, — наперебой закричали мальчишки, — в Минске который жил.
2) — Как это — баба? — спросил он с недоумением.
3) Ну и подпрыгнул, когда он зашипел.
4) Только высокий держался поодаль, отвернувшись, как будто он не со всеми шёл, а оказался тут случайно.

10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
2) Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?
4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.


Комментариев нет:

Отправить комментарий