пятница, 13 февраля 2015 г.

Средства выразительности. 4. ФИПИ

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше.
2) Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау!
3) Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого!
4) Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и ненавидел хвастовство.
2.В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
1) Один, только один раз земля не уберегла меня...  
2) Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу.
3) Я сгорал от жажды.     
4) И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама.
3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.
2) Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости.
3) Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.
4) Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.
4. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) Птицы замолчали, уступив место нашему герою.
2) Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.
3) Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались.
4) Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву…
5. Укажите фрагмент, в котором средством выразительности речи является антитеза.
1) А потом огляделся: батюшки, все люди, окружающие нас, не просто братья, а однояйцевые близнецы.
2) — Есть индивидуальности, — пробурчал Сашка.
— Их всё меньше, — сказал Роман.
3) Одни верят во что-то, другие ни во что не верят…
4) — А я хочу? Но машина — это воплощённая пошлость.
6. Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Вот недавно ночью шли мимо солдаты. Я дежурил у телефона и вышел покурить.
2) И чей-то молодой, негромкий голос доносился откуда-то из-под деревьев.
3) Они шли и пели, тихо, вполголоса. Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню. Я подошёл. Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве.
4) Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.
7. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является лексический повтор?
1)  (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.
(14)Забывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына...
2) (10)Но больше всего поразили Динку её глаза.
(13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.
3) — (17)Здравствуйте, барышня! — сказал он, поднимаясь навстречу. 
— (18)Здравствуйте, Яков Ильич! — низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.
4) — (21)Сыграйте, Яков Ильич.
(23)Яков кивнул головой сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок...
8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето.
2) Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники.
3) – Спасибо, родимый, – сказала Поликарповна, – только чуднό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.
4) Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.
9. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является эпитет?
1) (9)Я жил в каком-то мною самим созданном мире, ещё не понимая, что это мир поэзии.
2) (10)Cтранно, но я, несмотря на моё поэтическое восприятие жизни, тогда о стихах не помышлял.
3) (14)А собака моей сестры, старая и жирная, только прикидывалась собакой, на самом деле она была жабой, и я один это знал.
4) (29)Когда я нахожусь в особенно творческом состоянии, я живу будто двойной жизнью: наполовину здесь, в сегодняшнем дне, наполовину там, в прошлом, в золотой невозвратной поре.
10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.
2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?
3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.
4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.
11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Он волок всего две картины — незачехлённые, без рамок.
2) Я глянул на его холсты, глянул небрежно, даже предубеждённо, ни во что не веря.
3) Руки были сложены аккуратно, пальчик к пальчику, на одном серебряное колечко посверкивало.
4) Но я неслышно, про себя, ахнул от ощущения зрелой силы этой кисти.
12. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран.
2) А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.
3) Но я даже не подал виду.
4) А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь.
13. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.
2) – Какая диковинная память, а! – радостно говорит он.
3) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.
4) Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.
14. В каком варианте ответа средством выразительности речи является гипербола?
1) Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие.       
2) Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете.     
3) К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам.
4) Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет.
15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Папа тогда улыбается, кажется, вот-вот – и он замурлычет от удовольствия, как котёнок.
2) Жизнь – это зима, например, а среди зимы замечательные актированные дни.
3) Прямо под ногами обрывалась отвесная скала, а с другого берега, наполовину разрезав реку, лежала плотина, по которой, похожие на муравьёв, двигались люди.
4) И зря мама сердится, обзывает его Несчастным Скитальцем, потому что те двое взрослых слово «замов» сказали очень уважительно.
16. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?
1) Раньше она жила себе и жила, её вполне удовлетворял молодёжный сериал «Школьники» и девчачьи глянцевые журналы, из которых можно было вырезать картонных кукол и одевать в платья для принцесс. 
2) Но пришёл день, и Нина выгребла из всех ящичков картонных кукол, заколочки в виде бабочек и сердечек, фенечки, подвески из стекляшек, пластиковые серьги и отправила это богатство в мусоропровод.
3) Нина как-то ещё мирилась с такой скудной жизнью, пока её лучшая подруга Иришка вдруг в одночасье не влюбилась в Валерку Селиванова…     
4) Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается. 
17. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 6:«Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами».
1) метафора
2) сравнительный оборот
3) фразеологизм
4) термин


Комментариев нет:

Отправить комментарий