Задание 1
(13)Я сделал большой круг, обошёл её, чтобы посмотреть, не
спит ли она.
Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.
Задание 2
— (22)Ты
продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими успехами,
— констатировала мама.
— (23)Это,
по-твоему, плохо? — удивилась я.
— (24)Сиять
отражённым светом? — (25)Она задумалась и повторила то, что я уже слышала
от неё: — (26)Смотря чьим светом!
Среди предложений 22—25 найдите предложения с однородными
членами. Напишите номера этих предложений.
Задание 3
– (7)Ну-ка, дай посмотрю...
(8)Я
покорно протянул лист. (9)Ведь он всё равно знал, что я сочиняю музыку. (10)Он
всё знал про своих воспитанников, да и вообще, по-моему, всё знал и понимал.
(11)Его
глаза скользнули по строчкам слева направо и сверху вниз.
Среди предложений 7–11 найдите предложения с однородными
членами. Напишите номера этих предложений.
Задание 4
57) К кому сходить, он не сказал, но я понял… (58)Но как я
пойду? (59)Ему сейчас нет равного в мире, а кто я такой?..
Укажите количество грамматических основ в предложении 57. Напишите ответ цифрой.
Задание 5
Замените словосочетание ПРИНЯЛСЯ ЗА ЧТЕНИЕ в предложении 41, построенное на основе
управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 6
35)Неужто он так стар, наш старик?
Выпишите грамматическую основу предложения 35.
Задание 7
1)Тема
«Словом можно убить, словом можно спасти» – вечная в своей актуальности.
(2)Газету мы читаем, радио слушаем, телевидение и видим, и слышим, но всё это
текст, живущий язык. (3)И меня очень беспокоит языковая ситуация, которая
складывается в СМИ (средствах массовой информации).
(4)Утрачиваются
лучшие традиции российской журналистики. (5)Если вы возьмёте публикации начала
ХХ века, то увидите, что очень известные журналисты, публицисты умели писать и
хлёстко, и едко, и колко, и иронично, но не используя той лексики, которая по
определению ассоциируется в сознании нормального носителя русского языка с
представлением об оскорблении деловой репутации, унижении чести и достоинства
человека, организации или дела.
(6)В СМИ
выплёскиваются тонны компромата, который я не могу ни с чем сравнить, кроме
того, что изрыгает из себя чересчур много выпивший человек. (7)Но, простите,
пьяница травит сам себя, а здесь-то всё это исторгается миллионными тиражами на
страницах, радиоволнах и телеэкранах!
Среди предложений 1 – 7 найдите предложение с
обособленным уточняющим дополнением. Напишите номер этого предложения.
Задание 8
(2)Газету мы читаем, радио слушаем, телевидение и видим, и
слышим, но всё это текст, живущий язык. (3)И меня очень беспокоит языковая
ситуация, которая складывается в СМИ (средствах массовой информации).
Из предложений 2, 3 выпишите словосочетание со связью
ПРИМЫКАНИЕ.
Задание 9
(8)Если
раньше СМИ являлись неким ориентиром литературных норм языка и пользовались
безграничным доверием, то теперь абсолютная вседозволенность и безнаказанное
употребление в публичной речи бранной, нецензурной, обидной лексики становятся
нормой языкового поведения для наших детей и подростков, влияют на формирование
языковой культуры и, соответственно, жизненной этики. (9)Вот что меня очень
страшит.
(10)Говорю
об этом не случайно. (11)Сейчас готовится новый закон о СМИ. (12)Думаю, что в
нём можно было бы прописать обязанности журналиста по отношению к русскому языку.
(13)Как к национальному достоинству, как к государственному языку и как к
средству массовой информации, которое выполняет ещё и
воспитательно-образовательную функцию. (14)Журналист должен чётко знать и
помнить, что по действующему законодательству он подлежит наказанию, если
использует в своих материалах оскорбительную, нецензурную лексику.
(15)Журналист
в качестве главного рабочего инструмента использует слово. (16)И поскольку, как
сказал поэт, «словом можно предать, и продать, и купить, слово можно в разящий
свинец перелить», хотелось бы, чтобы слово журналистское не превращалось в
такой разящий свинец.
Среди предложений 8 – 16 найдите сложное предложение,
одна из частей которого является односоставным определённо-личным предложением.
Напишите номер этого предложения.
Задание 10
(39)Дождавшись,
когда мальчишки скрылись на лестнице, выходит на двор Гоша. (40)Оглядывается,
протягивает Верочке голубой блестящий флакон.
(41)Гоша
немного сердит: он не хотел брать этот флакон, выносить его потихоньку, но
Верочка заставила. (42)Ей, видите ли, своя прихоть дороже. (43)И Гоша теперь
сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: (44)«На, смотри, если
хочется...»
Среди предложений 39–44 найдите сложное предложение
с бессоюзной и союзной
сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Задание 11
(33)Вытирая ладони о свою майку, Гоша топчется беспомощно,
моргает, но Верочка неумолима. (34)И тогда, отдав ей транзистор, Гоша плетётся
к себе в квартиру.
(35)Торопливые шаги на лестнице, голоса: выбегают на двор
Серёжка и Павлик, одноклассники Гоши, с удочками и с какой-то картонной, но
грозного вида трубой.
– (36)Это ракета, – сообщает Серёжка внушительно.
– (37)В лесу запустим.
Среди предложений 33–37 найдите предложение с приложением. Напишите номер этого предложения.
Задание 12
Замените
словосочетание «ракетный хвост» (предложение 69), построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 13
(10)Гоша накидывает ей на плечи курточку, остаётся в одной
майке, и кожа на его руках покрывается пупырышками.
Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.
Задание 14
(42)Ей, видите ли, своя прихоть дороже.
Выпишите грамматическую основу предложения 42.
Комментариев нет:
Отправить комментарий