Задание 1
Замените словосочетание «железная печка» (предложение 20), построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 2
– (36)Если у человека нет матери, нет отца, но есть
родина, – он ещё не сирота. (37)Всё проходит: любовь, сожаление о ней,
горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не
гаснет тоска по родине... (38)Эту музыку написал мой земляк Огинский.
(39)Написал на границе, прощаясь с родиной. (40)Он посылал ей последний
привет. (41)Давно уже нет композитора на свете. (42)Но боль его, тоска его,
любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор.
Среди предложений 36–42 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
Задание 3
46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который
удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку.
Укажите количество грамматических основ в предложении 46. Ответ запишите цифрой.
Задание 4
16)Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы.
(17)Не было сил подняться и уйти. (18)Скрипки не было слышно, и свет в Васиной
избушке не горел. (19)Я осторожно подошёл поближе, заглянул в окно. (20)Чуть
мерцая, топилась в избушке прогоревшая железная печка. (21)Колеблющимся светом
она обозначала столик у стены, топчан в углу. (22)На топчане полулежал Вася,
прикрыв глаза левой рукой. (23)На груди его покоилась скрипка, длинная
палочка-смычок была зажата в правой руке.
Среди предложений 16–23 найдите предложение с обособленным
определением. Напишите номер этого предложения.
Задание 5
30)Прошло
немалое время, пока я узнал музыку. (31)Та же самая была она, и в то же время
совсем другая. (32)Мягче, добрее.
(33)Я так
заслушался, что вздрогнул, когда Вася заговорил.
– (34)Эту
музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. – (35)Вася думал
вслух, не переставая играть.
Среди предложений 30–35 найдите сложноподчинённое предложение
с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Задание 6
(60)В эти минуты не было вокруг меня зла.
Выпишите грамматическую основу предложения 60.
Задание 7
(38)Эту
музыку написал мой земляк Огинский. (39)Написал на границе, прощаясь
с родиной. (40)Он посылал ей последний привет. (41)Давно уже нет
композитора на свете. (42)Но боль его, тоска его, любовь к родной земле,
которую никто не мог отнять, живы до сих пор.
(43)Вася
замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос её
становился тише, растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой.
(45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась.
Среди предложений 38–45 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого
предложения.
Задание 8
4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная
жизнь, чем внизу.
Выпишите грамматическую основу предложения 4.
Задание 9
(16)Мальчишки
– их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор,
окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил
Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!»
набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили,
кто-то сел ему на грудь. (17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась
хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны,
Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми
пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были
посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.
(20)Так
Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в
героя.
Среди предложений 16–20 найдите сложное предложение
с бессоюзной и союзной
сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Задание 10
Замените
словосочетание «глебовская власть» (предложение 11), построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 11
(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет
опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова
та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И
не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его,
казалось бы, высшего торжества.
Среди предложений 20–23 найдите предложения с обособленным согласованным
определением. Напишите номера этих предложений.
Задание 12
(18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на
ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.
Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.
Задание 13
16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку
после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь,
главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь,
остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но
его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь. (17)И вдруг раздался
громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина.
(18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он
держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой
истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески
старались помириться и подружиться с ним.
Среди предложений 16–19 найдите сложное предложение с однородным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Задание 14
— (10)А
вот так, — сказала весело Татьяна Львовна и движением, конечно же,
артистическим, царственным распахнула своё нарядное пальто, как плащ или
какую-нибудь накидку. (11)Мы расхохотались, когда под бархатом оказалась
обыкновенная телогрейка, подпоясанная блестящим ремешком.
— (12)А
вы что, — задиристо спросила старушка маму, — из исполкома?
(13)Мама
не на шутку смутилась.
— (14)Да
нет… (15)Я родительница… (16)Вот этого мальчика.
— (17)Абонемент
одна тысяча тринадцать. (18)Коля…
(19)Я
подсказал фамилию. (20)Пока Татьяна Львовна искала мою карточку, мама
волновалась.
Среди предложений 10—20 найдите предложение с однородными
членами. Напишите номер этого предложения.
Задание 15
— (17)Абонемент
одна тысяча тринадцать. (18)Коля…
(19)Я
подсказал фамилию. (20)Пока Татьяна Львовна искала мою карточку, мама
волновалась.
— (21)Так
же нельзя. (22)Мы с Колей привезём вам немножко дров, уж не обижайтесь.
Среди предложений 17—22 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого
предложения.
Задание 16
Замените словосочетание «детские книги» (предложение 46), построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 17
1)Так я и
не смог понять, почему библиотека иногда полна народу, а иногда в ней
совершенно никого нет. (2)Во всяком случае, когда мы пришли туда с мамой,
библиотекарша Татьяна Львовна была одна, подметала веником пол.
(3)Забавное
знакомство получилось у них — у поклонницы балета с бывшей балериной.
(4)Мама выхватила у старушки веник и принялась им орудовать, отчитывая Татьяну
Львовну:
Среди предложений 1—3
найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого
предложения.
Задание 18
(36)Ведь осенью здесь было сыро.
Выпишите грамматическую основу предложения 36.
Задание 19
— (50)Не унывайте, всё ещё будет: и театр, и занавес, и
музыка.
Укажите количество грамматических основ в предложении 50. Ответ запишите цифрой.
Задание 20
(42)Вот я
и решила тут: пойду работать в библиотеку, и непременно в детскую, понимаете?
— (43)А
как же балет? — не выдержала мама.
— (44)Ах,
как всё это далеко! — рассмеялась Татьяна Львовна. — (45)А мы с вами
в другой жизни. (46)Война, холод, детские книги. (47)Да, здесь не сцена, а
правда.
— (48)Зачем
нам, — проговорила мама, опустив голову, — такая правда?
Среди предложений 42—48 найдите предложение с обособленным
обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий